Интеллектуальная безопасность медицинского бизнеса


регистрация торговой марки, ТМ, патентование, изобретение, медицинский бизнесРуководствуясь собственным опытом пациента, можно уверенно утверждать, что одним из решающих факторов в выборе медицинского учреждения, является его известность или как у нас сейчас принято говорить «брендовость». Однако, приходиться констатировать и тот факт, что многие, даже известные медучреждения, увы, пока не уделяют должного внимания защите прав интеллектуальной собственности.

На практике довольно распространенной является ситуация, когда к специалистам в области регистрации и защиты объектов интеллектуальной собственности обращаются медучреждения, работающие на рынке более 10 лет, которые вложили в «брендирование» компании миллионы гривен. Однако их собственники и руководители все это время даже не задумывались о регистрации и защите своей торговой марки (ТМ). Чем может обернуться такая беспечность по отношению к интеллектуальной собственности? Классика жанра – их ТМ уже давно зарегистрирована конкурентами, и теперь они могут:

- пользоваться наработанной репутацией вашего медучреждения и предоставлять медицинские услуги под такой же ТМ;
- заблокировать деятельность медучреждения путем запрета использовать название ТМ (прим. представьте себе проблемы со сменой вывесок, бланков и рекламной продукции,доменного имени сайта, элементов дизайна и т.д.).

Многие собственники медицинского бизнеса уверены, что охрана объектов интеллектуальной собственности ограничивается регистрацией торговой марки. Но на самом деле все намного сложнее. Фактически это целый комплекс специальных процедур и мероприятий, которые применяются не только для маркетинга, но и для капитализации бизнеса.

Как регистрировать и защищать объекты интеллектуальной собственности


Охрану интеллектуальной собственности медицинского учреждения необходимо начать с регистрации ТМ. Как ТМ можно защитить и название медучреждения (кстати, оно может быть как полным, так и сокращенным), названия отдельных направлений (например, направлений диагностики), а также логотип и слоган. В некоторых случаях необходимо подумать и о регистрации фамилии специалиста как ТМ. Если ваш ведущий врач стал достаточно известным, и есть риски, что третьи лица (или он сам в будущем) захотят использовать данную фамилию для оказания медицинских услуг подобных вашим.

ТМ регистрируется для определенных товаров и услуг, которые сгруппированы в 45 классах. В данном случае основным классом будет 44-й – «Медицинские услуги; ветеринарные услуги; услуги в области гигиены и косметики для людей и животных; услуги в области сельского хозяйства, огородничества и лесоводства». Кроме основных классов, в сфере медицинской деятельности могут использоваться и дополнительные, такие как:
- 10 класс «Приборы и инструменты хирургические, медицинские, стоматологические и ветеринарные; протезы конечностей, глазные и зубные протезы; ортопедические изделия; материалы для наложения швов» (в случае если вы в своей деятельности используете приборы и инструменты под вашей ТМ);
- 35 класс, который включает в том числе деятельность аптек или других специализированных торговых предприятий, например, по продаже протезов;
- 42 класс, который включает в том числе исследования в сфере косметологии, бактериологии.

Необходимо помнить, что зарегистрированная ТМ должна действительно использоваться в коммерческой деятельности – в противном случае действие свидетельства может быть досрочно прекращено (в случае неиспользования на протяжении 3 лет с момента публикации информации о выдаче свидетельства на ТМ или с другой более поздней даты).

Довольно часто задают вопрос: на кого регистрировать ТМ – на физическое или юридическое лицо? Согласно украинскому законодательству заявителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Положительным аспектом регистрации ТМ на физическое лицо является то, что независимо от того, что случится с компанией (изменения в составе собственников, смена названия юридического лица), ТМ остается за ее владельцем или владельцами, которых может быть несколько (прим. все владельцы указываются в свидетельстве на ТМ).
При регистрации ТМ на юридическое лицо тоже есть преимущества: ТМ, поставленная на баланс, увеличивает стоимость компании, что, конечно же, является немаловажным для привлечения инвестиций и кредитования.
Свидетельство на ТМ выдается на 10 лет, и каждые 10 лет с даты подачи заявки его необходимо продлевать. Непродленные свидетельства могут привести к прекращению его действия.

Несмотря на то, что ТМ является основным элементом в защите прав интеллектуальной собственности компании, тем кто занимается хозяйственной деятельностью в сфере медицины, стоит обратить внимание и на другие объекты:

Полезные модели и изобретения. Патентом на полезную модель или изобретение можно защитить и техническое решение. В медицинской сфере это может быть оборудование, инструменты, которые используется в диагностике или лечении, а также сам способ лечения, диагностики или оздоровления, и даже способ применения информационных технологий, например, способ обработки и хранения медицинской информации. В сфере косметологии часто патентуют рецептуры тоников, кремов, шампуней, масок, которые придуманы косметологами в процессе своей деятельности.
Основными критериями охраны полезных моделей являются их новизна и промышленная применимость, а в изобретении к этим критериями добавляется еще и изобретательский уровень, иными словами – изобретение не должно быть для специалиста очевидным. В отличие от свидетельств на ТМ, патенты на полезные модели и изобретения действуют 10 или 20 лет соответственно без права продления. Более того, каждый год патент необходимо поддерживать в силе – подавать ходатайство о поддержании и платить соответствующий сбор. В противном случае патент может прекратить свое действие.

Промышленные образцы. Патентом на промышленный образец можно защитить внешний вид изделия – от оригинальной вывески до любого инструмента, используемого в деятельности. Как правило, медицинские учреждения патентуют в качестве промышленных образцов элементы корпоративного стиля, ведь именно по ним пациент их узнает. Как и патенты на полезные модели и изобретения, патент на промышленный образец действует установленный срок – 15 лет с даты подачи заявки, и его нужно ежегодно поддерживать в силе.

Авторское право. Авторским правом защищаются литературные произведения, в том числе научного и научно-популярного характера, например, книги и брошюры о методах лечения или оздоровления, или даже об истории самого медицинского учреждения. Авторское право не подлежит обязательной регистрации и возникает в силу факта создания произведения. Регистрация такого права в Украине возможна, но в основном она используется для доказательства того, что на определенную дату вы зафиксировали свои авторские права.

ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ:

Оздоровительное учреждение опубликовало популярную брошюру об оздоровлении, а конкурент использовал текст, но уже в своей брошюре, выполненной в другом корпоративном стиле и рекламирующей его учреждение. Как вы докажете что первыми создали этот текст? Чтобы доказать свою позицию в суде, понадобиться хорошая юридическая подготовка. В таких случаях привлекаются свидетели, понадобятся трудовые договора с сотрудниками, которые создавали данный текст, а также свидетельство о регистрации авторского права.

Большинство объектов интеллектуальной собственности (ТМ, изобретение, полезная модель, промышленный образец) имеют территориальный характер: охранный документ, выданный Патентным ведомством Украины, действует только на территории нашего государства. Поэтому если вы хотите защитить свою интеллектуальную собственность в других странах, необходимо воспользоваться международными процедурами регистрации либо обратиться в патентные ведомства соответствующих стран.

Как не нарушить права третьих лиц


Кроме защиты своих прав важно не нарушить и права третьих лиц. Например, раннее вы покупали медицинские инструменты у компании «В». Потом решили заказывать их изготовление в китайской компании и самостоятельно завозить в Украину. Но оказалось, что компанией «В» эта продукция в Украине запатентована. Как поступить в такой ситуации? Существует немало способов проверить не нарушаете ли вы чьи-то права:

- заказать поиск на тождество и сходство по обозначению, которое вы будете использовать как ТМ. Поиск в одном классе, например, 44-ом (напомним, что к нему относятся медицинские услуги), сегодня стоит около 1000 грн. И лучше сейчас потратить 1000 грн и достоверно узнать, нет ли регистрации такой
ТМ, чем в будущем менять вывески, уничтожать полиграфическую продукцию и платить компенсацию владельцу ТМ.

- провести патентный поиск. Поскольку в большинстве случаев деятельность медучреждения осуществляется в Украине, то достаточно провести патентный поиск по выданным в Украине патентам на изобретения, полезные модели, промышленные образцы. По результатам поиска вы можете узнать, запатентован ли тот или иной объект, включая способ диагностики и способ оздоровления, и если да, то кем он запатентован и в каком объеме (возможно, что запатентован схожий способ, и в результате анализа окажется, что вы не нарушаете этот патент).
Довольно часто патентные исследования заказывают компании для так называемой «коммерческой разведки». По результатам такого исследования можно узнать, что патентуют ваши конкуренты, кто указан изобретателем, в каком направлении работает компания и много другой полезной для медучреждения информации.

Существует несколько видов патентных исследований:
  • тематические: проводятся по определенной теме, например, лечение гипертонии;
  • именные: направлены на выявление охранных документов конкретного лица или компании;
  • по странам: например, вам интересно посмотреть, в каком направлении работают ведущие медучреждения США, Индии или России.
Кроме патентных исследований можно также на регулярной основе получать информацию о том, что делают ваши конкуренты. Это возможно благодаря проведению патентных мониторингов – тех же патентных исследований, но на регулярной основе (месяц или квартал), как дополнительной услуги патентного агентства. Такую услугу постоянно заказывают фармацевтические компании. Как видим, интеллектуальная собственность может не только дать исключительное право разрешать и запрещать использование ТМ, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, но и быть важным источником информации, которую можно с пользой применять для дальнейшего развития вашего медицинского бизнеса.


Если Вас заинтересовала данная статья, Вам также могут быть интересны:
Эффективные юрисдикции для размещения объектов интеллектуальной собственности
Реклама как проявление недобросовестной конкуренции
Копирование внешнего вида изделия как неправомерное использование деловой репутации
Важность охраны новых сортов растений
Инвестиции в интеллектуальную собственность