Польша: признание торговой марки хорошо известной


В последнее время наблюдается тенденция переориентации украинского бизнеса на рынки Европейского Союза. На сегодня Польша является одним из важнейших экономических партнеров Украины, поэтому неудивительно, что многие отечественные производители начинают свою хозяйственную деятельность за рубежом именно с выхода на польский рынок. Перспективы такого выхода и преимущества от него понять довольно просто, однако не стоит забывать и о трудностях, с которыми может столкнуться украинская компания-производитель.

Если Вы планируете ведение хозяйственной деятельности в Польше, Вам необходимо зарегистрировать собственную торговую марку (далее - ТМ) в национальном патентном ведомстве. Но иногда случается, что такая же или схожая ТМ была уже ранее зарегистрирована на этой территории. Согласно польскому законодательству, это означает, что ТМ, идентичная или схожая с ранее зарегистрированной или поданной на регистрацию, не может получить правовую охрану. Также возможен вариант, когда владелец ТМ не хочет регистрировать её на определенной территории из-за недостатка времени или по другим причинам. Выходом из такой ситуации может стать попытка признания своей ТМ хорошо известной.

Какие же преимущества дает признание ТМ хорошо известной ее владельцу? Если собственник не зарегистрировал на территории определенной страны знак, но он является общеизвестным в другой стране, присоединившейся к Парижской конвенции (Польша также является участником Парижской конвенции), то он имеет право запретить использовать обозначение, если докажет факт общеизвестности последнего и существование риска смешивания между принадлежащим ему знаком и конфликтующим обозначением. При этом владелец обычного знака может реализовать право запрета зарегистрированного обозначения только исключительно в пределах территории, указанной в заявке на регистрацию знака для товаров и услуг.

Важным моментом является то, что правовая охрана ТМ, в случае признания ее хорошо известной, распространяется также на товары и услуги, которые не являются родственными с теми, для которых ТМ была признана хорошо известной, если использование этой ТМ другим лицом относительно таких товаров и услуг будет указывать на связь между ними, а владельцу хорошо известной ТМ и его интересам может быть нанесен вред. Это означает, что мы можем говорить о более широком объеме правовой охраны.

Стоит обратить внимание на различия в регулировании и правовой охране института хорошо известной ТМ в законодательстве Украины и Польши. Охрана прав на хорошо известную ТМ в Украине осуществляется согласно ст. 6 bis Парижской конвенции и с учетом ст. 16 Соглашения ТРИПС. Хорошо известной ТМ признается обозначение, фактически используемое как ТМ, однако не имеющее правовой охраны в Украине. Такое обозначение, в результате длительного использования, должно приобрести в стране широкую известность среди определенного круга потребителей в отношении товаров или услуг, производимых или предоставляющихся определенным лицом. В отличие от Украины, в Польше существуют три различных термина для обозначения хорошо известной ТМ. Разницу между ними определить довольно трудно, ведь ни в польском законе о промышленной собственности, ни в международных актах, ни в актах права ЕС до сих пор не существует единого четко определенного понятия хорошо известной ТМ. Однако термины функционируют в правовой системе, в доктрине, а также в экономической деятельности, поэтому понимать их значение стоит исходя из практики.

Учитывая распознавание знака потребителями и степень ознакомления с ним, на сегодня в Польше существуют такие виды ТМ: общеизвестная ТМ; реномованая ТМ (ТМ с репутацией) и известная ТМ, которая одновременно является и общеизвестной, и реномованой. Все три понятия действительно очень похожи между собой, поэтому более уместным представляется говорить не о существовании трех различных знаков, а о трех уровнях правовой охраны.

Первый из них - признание знака имеющим репутацию (renomowany znak towarowy). Такой знак должен быть зарегистрирован в патентном ведомстве, а владельцу необходимо доказать, что это обозначение, которое вызывает у потребителей ассоциации с высоким качеством товаров и услуг, обозначенных этим товарным знаком, символизирует проверенное качество.

В соответствии с Решением апелляционного суда во Вроцлаве от 17.12.2008 г.. (I ACa 988/08), ТМ с репутацией - это обозначение, известное значительной части потребителей товаров и услуг, которые оно обозначает. Оно имеет большую рекламную ценность, возникающую из устоявшегося в сознании потребителей убеждения об очень высоком качестве товаров, которые им обозначаются. Примерами ТМ с репутацией могут служить такие всемирно известные обозначения как RED BULL, L'OREAL, Adidas, GUCCI. Вместе с тем следует заметить, что наибольший процент ТМ с репутацией (как и общеизвестных) принадлежит отечественным компаниям-производителям, что свидетельствует о большой сосредоточенности на национальном рынке.

Следующим уровнем является признание знака общеизвестным. Такая ТМ является аналогом украинской хорошо известной ТМ. Под этим понятием понимают обозначение, которые является известным и узнаваемым среди по крайней мере половины потенциальных потребителей. Однако оно не зарегистрировано в национальном патентном ведомстве.

Интересен тот факт, что для признания знака общеизвестным не обязательно наличие товаров или услуг на территории Польши. Если с помощью долговременной рекламной кампании или любых других медиа-средств знак стал узнаваемым среди большинства потенциальных потребителей, это может также служить основанием для признания его общеизвестным.

Чтобы получить статус общеизвестной, ТМ должна быть:
известной на большей части территории Польши; соотноситься с определенным очерченным кругом товаров или услуг потенциальными потребителями, проживающими на территории Польши; быть широко известной среди потенциальных потребителей, что означает - среди более чем половины лиц такой группы.

Существует еще третья категория - известные товарные знаки (slawne znaki towarowe) - это ТМ, которые являются общеизвестными и одновременно знаками с репутацией. Такие знаки должны быть зарегистрированы в национальном патентном ведомстве, они имеют более сильную охрану.

В чем же разница правовой охраны общеизвестных ТМ и ТМ с репутацией? Во-первых, общеизвестный товарный знак не зарегистрирован в национальном патентном ведомстве. Однако, учитывая большую популярность и узнаваемость, он пользуется такой же правовой охраной, как и зарегистрированные знаки. Товарный знак с репутацией всегда является зарегистрированным для определенных товаров и услуг.

Во-вторых, говоря о различиях между общеизвестным товарным знаком и знаком с репутацией, стоит отметить разный объем правовой охраны. Так, охрана знака с репутацией намного шире, ведь предоставляется в отношении товаров и услуг не идентичных и не похожих на тех, которые были зарегистрированы для этого знака. В то же время общеизвестный знак может охраняться только в отношении тех товаров и услуг, для обозначения которых он предназначен и используется.

В-третьих, критерии узнаваемости намного выше у знака общеизвестного. От знака с репутацией ожидается, что он будет символизировать проверенное качество товаров и услуг, для которых был зарегистрирован.

Итак, к каким мерам может прибегнуть украинский производитель, который хочет признать свою ТМ хорошо известной на территории Польши? Сейчас речь идет о категории общеизвестных ТМ, для которых не требуется регистрация. Как и в большинстве стран-членов ЕС, национальное законодательство Польши не предусматривает процедуры или перечня особых требований, на которые можно было бы ссылаться при определении ТМ хорошо известной. Однако владельцу следует помнить об основных критериях, которые сложились на практике, по которым можно доказать общую известность своего знака.

Чтобы быть признанным общеизвестным, товарный знак должен:
  • ​обладать функцией товарного знака, то есть использоваться в экономической деятельности для обозначения определенных товаров или услуг;
  •  быть известным среди по крайней мере половины потенциальных потребителей (здесь стоит заметить, что потребителями, согласно польской судебной практике, считаются лица, заинтересованные в приобретении товара или услуг, то есть определенный очерченный круг лиц, а не все люди, проживающие на территории страны); 
  • быть известным на всей территории страны или на значительной ее части. 
Также владелец ТМ может привести следующие аргументы в пользу признания ТМ общеизвестной: продолжительность использования знака на территории Польши, сила отличительного знака, успешная рекламная и маркетинговая компания, в результате которой знак приобрел широкую узнаваемость среди потенциальных потребителей.

Таким образом, признание ТМ хорошо известной в Польше является одним из способов получения правовой охраны без необходимости регистрации. И хотя процедура несколько сложная, а критерии не четкие, после успешного признания ТМ хорошо известной владелец получает множество неоспоримых преимуществ.

Владельцу национальной ТМ, который только собирается выходить на польский рынок и регистрировать ее в патентном ведомстве, стоит быть осторожным, ведь если его ТМ идентична или подобна знаку, который признан знаком с репутацией в Польше, владелец противопоставленного знака может даже подать иск в суд и в подавляющем большинстве случаев успешно выиграть дело.

Мария Шиманович
Юрист Polish Desk,
Департамент международной защиты прав ИС IPStyle

Статья для "Юридической газеты", №47-48 (ссылка на версию PDF)