Основы проведения патентного поиска


патентный поиск, патентное исследование Патентный поиск является не только первым шагом при принятии решения о патентовании, а и инструментом конкурентного анализа, анализа рисков обвинения в нарушении прав, и даже мониторинга деятельности патентных троллей. Многие скептически относятся к данному инструменту, полагая, что на сегодня всю необходимую информацию можно найти в поисковых системах. Действительно, частично данные о запатентованных решениях можно найти самостоятельно, но не все. И важно не только найти информацию, а и правильно ее проанализировать.

В первую очередь необходимо поставить правильную цель проведения патентного поиска, например:

  • оценка возможности патентования предложенного технического решения;

  • оценка рисков обвинения в нарушении прав третьих лиц;

  • анализ деятельности конкурентов;

  • анализ своей отрасли;

  • мониторинг заявок патентных троллей с целью признания таких патентов недействительными.

Следующим шагом будет выбор типа патентного поиска в зависимости от цели. Каждый вид поиска предусматривает как свои цели, инструменты проведения, так и форму представления информации. Например, если вы придумали техническое решение и думаете о возможности патентования, стоит провести поиск на патентоспособность, по результатам которого вы получите анализ возможностей и рисков дальнейшего патентования. Кстати, учитывая что одним из критериев патентоспособности является новизна (при чем порочить новизну могут не только выданные патенты и поданные заявки, а и публикации, научные диссертации, каталоги и т.д), этот вид поиска предусматривает как анализ патентной, так и непатентной литературы.

Исходя из целей, можно выделить такие типы патентных поисков:

- на патентоспособность, о целях проведения которого было указано выше;

- на ненарушение вами прав третьих лиц или так называемый Freedom to Operate, что дословно переводится как «свобода к действию». Этот поиск проводят при выходе с определенным продуктом на новый рынок или при выходе на существующий рынок с новым продуктом. Наиболее часто его проводят в фармацевтической сфере, ведь выйти на рынок с новым препаратом стоит немалых как финансовых, так и административных усилий, и лучше заранее понимать обо всех рисках такого выхода. В последнее время также этот поиск начали проводить и IT-компании при выходе на рынок пользователей США, ЕС, РФ.

В отличие от поиска на патентоспособность, Freedom to Operate поиск проводится в каждой стране отдельно. Это связано с тем, что патент имеет территориальный характер, и в одной стране технология может быть не запатентована, в то время как в другой стране - ее использование может подпадать под действие патента. Кстати, результаты поиска на патентоспособность и Freedom to Operate поиска могут кардинально отличаться. Например, рецептура косметического крема может быть новой, но содержать в себе такой компонент который будет нарушать права, например, фармацевтической компании. Резюмируя, проведение этого вида поиска может помочь ТОП-менеджменту принять решение о целесообразности и оценке выхода компании на новые рынки не зависимо от того, планирует ли компания в дальнейшем патентовать данную разработку или нет;

- тематический патентный поиск, цель которого выявить всю возможную информацию относительно определенной сферы или технического решения. Например, информация о всех устройствах для считывания данных автомобиля. Данный поиск важен для понимания тенденций индустрии, направлений деятельности конкурентов, исследования основных и новых игроков на рынке, изобретателей, которые работают на конкурентов.

Тематический патентный поиск может быть проведен как по одной стране, так и нескольким. Конечно, наиболее популярными являются такие страны как США, РФ, страны-участники ЕС, и даже Китай, Корея;

- именной патентный поиск часто связан с тематическим, и его часто заказывают как дополнение к тематическому, ведь его результатом будет поиск всех патентов связанных с тем или иным лицом - как юридическим, так и физическим;

- патентный поиск с целью признания патента недействительным. Этот тип поиска становиться востребованным в связи с активизацией в Украине деятельности патентных троллей - лиц, которые патентуют чужие или известные разработки на свое имя с целью дальнейшего злоупотребления правами. В данном случае задачей специалиста является поиск всех ведомостей, которые порочат новизну запатентованного объекта. Например, Иванов Иван Иванович запатентовал в Украине USB-флеш-накопитель, заявка на получение патента на полезную модель подана 10.01.2013, патент получен 03.09.2013. В Украине патенты на полезную модель - декларативные, иными словами, выдаются под ответственность заявителя и эксперт патентного ведомства, даже если и знает, что заявленное решение является не новым - не имеет права отказать в выдаче патента. Получив патент, Иванов Иван Иванович вносит данный USB-флеш-накопитель в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности с целью дальнейшего запрета импорта и экспорта данных носителей. У компании, которая планирует ввозить данный продукт на таможенную территорию Украины, есть два варианта:

- договариваться с псевдоизобретателем-владельцем патента;
- признать патент недействительным, что согласно ст. 33 Закона Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» возможно сделать только в судебном порядке. А для этого необходимо будет найти все ведомости, которые стали общедоступными в мире до даты подачи заявки, в данном случае до 10.01.2013. Кстати, данный вид поиска проводится не только по патентной, но и по непатентной литературе.

Следует отметить, что патентный поиск с целью признания патента недействительным проводится не только с целью борьбы с патентными троллями, а и при обвинении в нарушении патентных прав. Ведь прежде чем снимать с производства запатентованное конкурентами устройство, важно оценить все возможности, в том числе и признания патента недействительным;

- патентный мониторинг предусматривает проведение патентных поисков на регулярной основе. Например, патентный мониторинг алкогольной отрасли или патентный мониторинг американских IT-корпораций. Таким образом, можно получать на регулярной основе, зачастую квартальной, информацию обо всех решениях, тенденциях и новинках данной отрасли.

Патентный поиск проводится как в определенных территориальных, так и временных рамках. Например, нецелесообразно проводить поиск относительно технологий применяемых в смартфонах с 1950 года. Относительно территориальности, то действует определенный миф о возможности проведения поиска по всех странах мира. Провести такой поиск означает объять необъятное. Ведь не обнаружив запатентованного действующего вещества в США, Франции, Испании, Индии, Китае, может оказаться подана заявка на получение патента, например, в Бахрейне или Бенине.

В данном случае патентный поиск не может полностью исключить риски, а только их минимизировать, поэтому при выборе стран необходимо руководствоваться принципом наиболее важных в определенной сфере. Например, для IT-индсутрии это будет США, Индия, Китай, для алкогольной - Испания, Франция, Чили, США.

Важно не только правильно поставить цели поиска и выбрать его тип, а и правильно провести и проанализировать его результаты. Специфика проведения патентного поиска существенно отличается от той или иной индустрии. Например, в некоторых сферах достаточно будет провести поиск по ключевым словам и индексам международной патентной классификации, а в такой сфере как фармацевтической - нет.

Следует отметить, что в любой сфере проведению патентного поиска должно предшествовать изучение тематики, существующих технических решений, синонимов, специальных терминов и их значения именно в данной сфере. Но кроме технической информации необходимо еще и умение читать библиографические данные патентов, понимание, что считается нарушением прав, в каком случае изобретение будет новым и иметь изобретательский уровень.


Если вас заинтересовала данная статья, вам также могут быть интересны:
Как избежать обвинения в нарушении патентных прав (при выводе нового продукта на рынок)
Кто владеет информацией, тот владеет миром или зачем проводить патентный поиск
Патентный мониторинг - козырь в конкурентной борьбе
Патентный поиск как инструмент конкурентного исследования