Международное патентование как инструмент привлечения инвестиций для стартапов - IPSTYLE Spark it!
16 января 2024

Международное патентование как инструмент привлечения инвестиций для стартапов

Правильно оформленная интеллектуальная собственность не просто защищает права фаундеров, но и помогает привлечь инвесторов. Более того, в некоторых странах, таких как США или Китай, с большим количеством потребителей и заинтересованных в технических или технологических решениях инвесторов, практически невозможно «продать» инновацию, если она не запатентована. Либо ее стоимость будет примерно в 10 раз меньше аналогичной, но запатентованной. Никто не хочет вкладываться в продукт, который можно быстро скопировать.

Прежде всего, следует помнить, если компания запатентовала разработку в Украине, права на нее защищены только в Украине. Потому прежде чем презентовать миру свое открытие, следует его защитить патентами в интересующих странах. К сожалению, такого понятия как «международный патент» не существует. Однако есть несколько способов получить патент сразу в нескольких странах с наименьшими затратами, один из них – патентование по процедуре РСТ.

Что такое РСТ?

PCT – это международный Договор о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty – РСТ), который предусматривает оптимизированную и унифицированную процедуру подачи патентных заявок в 157 странах. Также этой аббревиатурой обычно называют и сами международные патентные заявки, администрируемые Всемирной организацией интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO). Это позволяет подавать заявки в несколько национальных ведомств по принципу «единого окна» и предоставляет единую базу для проведения международного патентного поиска.

Международная защита интеллектуальной собственности по процедуре РСТ предусматривает регистрацию и публикацию международной заявки (международная фаза патентования) и национальное патентование в странах интереса (национальная фаза). Процедура РСТ считается самой простой и выгодной.

Текст
комментирует Ольга Мартыш, IP-юрист,
менеджер по развитию бизнеса IPSTYLE

Чтобы лучше понять РСТ в действии, сравним с классическим процессом патентования. Тот проходит в два этапа. На первом – компания или группа заявителей или изобретателей подает первую (базовую) заявку в стране резидентства, то есть в Украине. Второй этап – в течение 12 месяцев с даты подачи базовой заявки подает заявки в остальные страны, представлющие интерес.

Предположим, 12-месячный срок упущен, время бежит быстро, а бюджеты на патентование за рубежом достаточно высокие. Тогда стартап лишается права заявить приоритет, а также теряется новизна решения. Иными словами, мы упускаем возможность запатентовать в других странах и остаемся с одной патентной заявкой или патентом, действующим только на территории Украины. Т.е. теряем перспективы привлечь инвестиции и выйти на международные рынки.

Так что же делать? Инструмент и ответ, на удивление, очень просты – подавать заявку по процедуре РСТ.

Изображение

То есть, по сравнению с классическим процессом патентования, добавляется промежуточный этап – подача РСТ заявки в течение 12 месяцев с даты подачи базовой. Через 18 месяцев с даты подачи заявки (она дата приоритета) WIPO публикует предварительное заключение на своем сайте, а через 30 месяцев – направляет заключение в выбранные заявителем национальные ведомства. Время на вашей стороне.

Преимущества РСТ

Наиболее очевидное преимущество – это 2,5 года на подачу заявок в страны интереса по сравнению с 12 месяцами по классическому процессу патентования.

Для быстротечных условий работы стартапов дополнительные 1,5 года – весьма существенный срок, чтобы привлечь инвестора и инвестиции, распределить бюджет на патентование во времени и определиться с приоритетными территориями охраны, рынками.

Это также оптимизация бюджета, потому что мы подаем одну международную заявку, за которую платим один сбор, а в результате получаем своеобразную «бронь» на отсрочку патентование в 157 странах.

Вместе с тем РСТ – это распространенный и хорошо известный инструмент, особенно в кругах инвесторов, фондов и акселераторов. На 18-й месяц с даты подачи базовой заявки, WIPO публикует РСТ-заявку на патент в открытой базе PATENTSCOPE, откуда о нас узнают международные инвесторы, будущие партнеры и контрагенты. Подтверждение того, что вы заботитесь об охране своего решения, которое к тому же отвечает таким критериям патентования, как мировая новизна, промышленная применимость, изобретательский уровень. То есть с вами можно иметь дело.

Коль мы заговорили о мировой новизне, промышленной применимости и изобретательском уровне, стоит отметить, что каждая заявка на патент проходит проверку на соответствие этим трем критериям.

Затем WIPO выдаст отчет с предварительным заключением о патентоспособности. Для стартапов такой отчет – всегда источник информации для дальнейших решений. Если вывод на 100% положительный – «открыты все двери». Если есть несоответствия критериям в части заявки, ее следует откорректировать, это сэкономит бюджет при последующем процессе и позволит избежать нежелательных запросов.

Если же заявка полностью не соответствует критерию изобретательского уровня, чтобы не рисковать, можно просто подать заявку на патентование полезных моделей (изобретательский уровень не требуется) в тех странах, где это доступно.

Еще одним весомым на этапе роста фактором является маркетинг. После подачи РСТ-заявки стартап получает возможность коммуницировать о своем продукте и использовать фразу «patent pending». Она означает, что на данный момент у вас подана заявка на патентование и она на рассмотрении.

С одной стороны это поможет предупредить конкурентов о том, что стартап следит за своим портфелем интеллектуальной собственности, а с другой – опять-таки поспособствует повыщению положительного имиджа в глазах клиента, пользователя, инвестора, контрагента.

Чтобы получить индивидуальную стратегию патентования вашего продукта или технологии, напишите нам на почту office@ipstyle.ua или в Telegram @ipstyle_innovation. Мы в IPSTYLE верим в успех продуктов наших клиентов и всегда рады поддержать своей экспертизой на пути развития, коммерциализации.