Особенности построения франчайзинговой сети


 patentФранчайзинг - это один из способов передачи прав на использование интеллектуальной собственности. Франчайзер или обладатель торговой марки, ноу-хау и дугой информации, необходимой для ведения предпринимательской деятельности, передает право на использование объектов ИС франчайзи, который в свою очередь обязуется соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, выплачивать соответствующее вознаграждение (роялти) и предоставлять франчайзеру право его контролировать. Как пример франчайзинга в Украине можно назвать ТМ ФОРНЕТТИ, Аптека Доброго Дня, Double coffee, Картопляна Хата, Пицца Челентано.

Система франчайзинга - взаимовыгодное сотрудничество для обеих сторон. Для франчайзера это в первую очередь возможность значительно расширить сбыт, увеличить объемы продаж продукции или услуг без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Также к преимуществам можно отнести доход от продажи лицензии, прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования. Для франчайзи же покупка франшизы - это быстрое и эффективное начало бизнеса, постоянная поддержка со стороны франчайзера, проведение широкомасштабной рекламной кампании при небольших финансовых затратах, а также анализ продаж и предоставление необходимых рекомендаций по преодолению трудностей.

Но не стоит забывать и о рисках: отрицательная репутация одного из франчайзи при отсутствии должного контроля над качеством может отразиться на репутации всей сети; по истечению срока договора франчайзинга франчайзи может стать конкурентом; недобросовестный франчайзи или его сотрудники могут передать информацию о ноу-хау третьим лицам. Поэтому нужно быть максимально внимательным при выборе партнера и подписании договора франчайзинга.

В Украине договор франчайзинга официально именуется договором коммерческой концессии и заключается исключительно в письменной форме. Согласно Гражданскому кодексу такой договор подлежит обязательной государственной регистрации, но на сегодняшний день порядок регистрации договоров франчайзинга не определен законодательно. Предметом договора является право на использование объектов интеллектуальной собственности (промышленные образцы, коммерческие тайны, торговые марки, ноу-хау и т.д.), а также коммерческого опыта.

Франчайзи при составлении договора коммерческой концессии стоит обратить внимание на такие моменты:

  • получены ли права на торговую марку и в какой стране они действительны?

  • обязательства франчайзера по продлению сроков действия объектов интеллектуальной собственности - торговой марки, промышленного образца, полезной модели, изобретения;

  • сроки предоставления франчайзером оборудования, консультаций, обучения, а также согласования проектов, дизайна и т.д.;

  • плотность франчайзинговых точек. Так, согласно требованиям МТС, расстояние между ближайшими точками его представителей должно быть не меньше 200 м, в тоже время франчайзи может потребовать увеличить такое расстояние;

  • пролонгация (продление сроков) договора, и порядок его расторжения.

Франчайзеру же необходимо уделить особое внимание вопросам:

  • обязанностей франчайзи сохранять конфиденциальность переданной документации и информации во время действия договора и в течение некоторого срока после его окончания;

  • соблюдения всех правил ведения бизнеса, оформления торговой точки, обслуживания клиентов согласно стандартам франчайзинговой сети.

При построении франчайзинговой сети каждая мелочь имеет особое значение как для франчайзера, так и для франчайзи. Учесть все нюансы, правильно составить или провести правовой анализ договора франчайзинга вам помогут специалисты Патентно-юридической компании IPStyle.


Если вас заинтересовала эта статья, вам также могут быть интересны:
На что необходимо обратить внимание при регистрации ТМ
Инвестиции в интеллектуальную собственность
Копирование внешнего вида изделия как неправомерное использование деловой репутации
Эффективные юрисдикции для размещения объектов интеллектуальной собственности