25 НОЯ 2016


Мария Ортинская стала участником ежегодной конференции INTA Leadership Meeting

“Единственная постоянная - это перемены” (The only constant is change) - известное высказывание, которое как никогда актуально в 2016! - девиз ежегодной конференции Leadership Meeting Международной ассоциации по торговым маркам (INTA), проходившей с 15 по 18 ноября в Голливуде (штат Флорида, США).

Традиционно представители комитетов INTA обсуждали различные вопросы, связанные с эффективной защитой прав на торговые марки. Мария Ортинская, директор патентно-юридической компании IPStyle, член комитета INTA по борьбе с контрафактом, рассказала, что сейчас комитет работает над двумя глобальными вопросами - уголовное преследование за нарушение прав в связи с контрафактом и введение возможности подачи иска к неизвестному нарушителю (так называемая концепция Джон Доу) в разных странах мира.

На повестке дня также стояли вопросы, связанные с глобальными изменениями, такими как возможный выход Британии из ЕС (Brexit) и возрастающее влияние социальных сетей на бизнес и его активный переход в социальные сети. Так, Brexit стал причиной обеспокоенности не только Великобритании, Европейского союза, но и всего мира, ведь собственники торговых марок из разных стран, в том числе и Украины, уже задумываются:

  • ​А будет ли распространять свою охрану ТМ Евросоюза на территорию Великобритании?
  • Необходимо ли уже подавать отдельную ТМ в Великобританию?
  • Какие будут последствия, если территория действия лицензионного договора - ЕС?  
Очевидно, что до момента официального выхода Великобритании из Европейского Союза, ТМ ЕС будут и действовать на территории ЕС. Информации о регулировании после выхода пока нет, но скорее всего, ТМ ЕС не будет действовать на территории Великобритании. Поэтому уже сейчас многие европейские и другие компании параллельно с ТМ ЕС регистрируют ТМ в Великобритании. Кроме регистрации ТМ, бизнесу, в том числе и украинскому, необходимо пересмотреть все лицензионные договора, дистрибьюторские договора, договора о сосуществовании торговых марок на предмет обозначения территорий. Например, если лицензионный договор действовал на территории ЕС, то после выхода из ЕС он уже не будет действовать на территории Великобритании.

Права интеллектуальной собственности в социальных сетях — второй важный вопрос, который обсуждался на конференции INTA Leadership. Поскольку бизнес стремительно движется в соц сети, то необходимо думать как о защите собственных прав в соц сетях, так и о ненарушении прав третьих лиц. Так, обсуждалось, что пост в соц сети может охраняться авторских правом. Маркетологам, контент-менеджерам необходимо понимать, что, за использование поста пользователя, они могут быть обвинены в нарушении прав. Также, необходимо помнить, что:

  • ​В защите прав в соц сетях более эффективна работа не юристов, а контент-менеджеров, которые в случае негативного поста в отношении компании могут оперативно дать фидбек и урегулировать возникший конфликт;
  • Нужно помнить и о праве на публичность (right of publicity) 
  • В случае нарушения прав потребителей и других действий, относящихся к недобросовестной конкуренции в соц сетях, компания также может быть привлечена к ответственности. 
И самый интересный вопрос: можно ли зарегистрировать в качестве ТМ хештег? Да, и сегодня это уже можно сделать в США, Бразилии, Франции, Италии, Канаде. И с каждым годом количество заявок растет в геометрической прогрессии. Так, в Канаде в 2010 году было подано 0 таких ТМ, а уже в 2016 году — 39, а в США — в 2010 - 3 ТМ, а в 2016 — аж 487.

По материалам Ukrainian Journal of Business Law (язык оригинала - английский).