Знак как элемент чужого произведения: рисуем правильными кистями

2019-12-23

Творить сейчас однозначно проще и благоприятнее, нежели во времена Микеланджело и Рафаэля Санти. И несмотря на то, что современное искусство все равно оглядывается на классику, дабы отобразить культурный код человечества сегодня на таком термине как “произведение”, которое имеет более широкое значение.

Согласно Закону об Авторском праве и смежных правах к произведениям относятся литературные произведения, выступления, компьютерные программы, музыкальные произведения, фотографии, дизайны одежды, видео, фильмы, и многое другое. По сути, все что имеет элемент творчества и оригинальности считается произведением, за исключением тех объектов, которые прямо предусмотрены как такие, что не могут быть объектом авторского права, например:  новости, фольклор, законы, денежные единицы, флаги и.т.д.

В связи с развитием и масштабированием сферы интеллектуальной собственности со времен эпохи ренессанса, давайте на примере разберемся как создавать правомерно. Допустим, вы занимаетесь дизайном одежды, и как принято в 2019 году, все ваши модели можно найти в социальной сети “Instagram”. А теперь добавим еще один нюанс: на новом дизайне вашего свитшота изображена девушка в футболке с надписью “Balenciaga”.  Дизайн свитшота новый, крой его достаточно нестандартный, поэтому свитшот хорошо продается, а количество подписчиков с каждым днем только увеличивается. А теперь давайте перейдем к возможным последствиям нашей гипотетической ситуации: 1) претензия от модного дома “Balenciaga”; 2) блокировка вашего аккаунта в инстаграме. Не самые приятные последствия, правда?

Дело в том, что используя чужую ТМ в своем дизайне, даже в составе авторской задумки, вы нарушаете исключительные права владельца знака на его использование. Что впоследствии дает ему полное право направить вам претензию о прекращении нарушения, а также основание обратиться в суд, если у вас не выйдет урегулировать спор в досудебном порядке. Еще один важный аспект о котором мы не можем не сказать: увидев на вашем свитшоте знак “Balenciaga”, кто-угодно  может его воспринять как смоделированный и отшитый в модном доме “Balenciaga”, что безусловно влияет на добросовестные “правила игры” коммерческого рынка.

Для того чтобы не встречаться с негативными последствиями, пускай даже, на чей-то взгляд потенциальными, мы бы рекомендовали творить грамотно. Во-первых, перед тем как начать отшивать и продавать товары с использованием чужого знака, вы можете обратиться к владельцу знака напрямую или же через его представителя по делам интеллектуальной собственности для получения соответствующего разрешения. Если же получить такое разрешение с субъективных или объективных причин не получается, советуем такие спорные моменты обходить стороной, и не использовать знак в принципе, или использовать свой знак, чем сделать намного лучше, ведь так вы будете еще оригинальные, поскольку все создано исключительно вами.