Масштабный рынок Азии. Особенности регистрации ТМ в Китае - IPSTYLE Spark it!
12 августа 2023

Масштабный рынок Азии. Особенности регистрации ТМ в Китае

Сегодня решение регистрировать торговую марку (ТМ) и планы выхода на международный рынок ставит перед выбором: с чего начать - Восток или Запад? Китай или США? И, несмотря на то, что США остаются международным авторитетом для реализации бизнес-идей, Китай серьезно догоняет их.

Так, по отчетам Всемирной организации интеллектуальной собственности количество заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности во всем мире достигает новых рекордных значений. Среди прочего, провоцирует рост Азия. К примеру, в 2021 году новаторы со всего мира подали 3,4 млн. патентных заявок, при этом 67,6% всех заявок в мире получили офисы в Азии. И это только анализ за 2021 год.

Такая тенденция развеивает миф об обязательной ориентации бизнеса на США как флагман мирового экономического рынка и подталкивает бизнес узнавать больше об Азии. Поэтому предлагаем рассмотреть некоторые детали рынка Китая и процесс регистрации торговых марок в этой стране. В частности, условия регистрации ТМ в Китае, которые в целом определяют требования к заявителю, а также общую процедуру.

Через какое ведомство подавать заявку?

Заявку на регистрацию ТМ в Китае можно подать как по международной процедуре через Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (The World Intellectual Property Organization, WIPO), так и через национальное ведомство (The China National Intellectual Property Administration, CNIPA). Однако последнее потребует от вас иметь дело с местным агентом по торговым знакам (патентным поверенным).

Для всех ли товаров и услуг можно зарегистрировать ТМ?

Нет, не для всего можно зарегистрировать в Китае свой бренд. Например, диетические добавки с косметическим эффектом, очки, банкноты, рисовая бумага, игровые автоматы и некоторые позиции товаров и услуг недоступны. Хотя перечень невелик, следует проверить его перед подачей заявки.

Сроки регистрации?

Регистрация торговой марки в Китае может занять 12-18 месяцев. Свидетельство выдается сразу на 10 лет и затем может быть продлено еще на 10 лет. Однако, если получите предварительный отказ, нельзя терять время. Сроки для обжалования – в течение месяца.

На весь ли Китай будет распространяться ТМ?

Торговая марка, зарегистрированная в Китае, не охраняется в Гонконге и Макао. Регистрация ТМ на этих территориях производится отдельно.

Конкуренция?

Перед подачей на регистрацию ТМ в Китае встает вопрос рисков схожести вашей торговой марки с другими и, в частности, достаточно большой проблемой сквотинга или так называемых патентных троллей.

Подавая заявку, можно обнаружить, что бренд уже зарегистрирован на другое лицо. И это - вызов, с которым сталкивается немало бизнесов в Китае независимо от масштаба их международной деятельности.

Так, например, с подобной проблемой в свое время столкнулся всемирно известный косметический бренд Kiehl's. Когда компания вышла на китайский рынок, китайская торговая марка, наиболее близкая к их английскому названию, была 契尔氏 (китайское произношение Qi er shi). Kiehl's некоторое время использовал 契尔氏. Однако впоследствии компанию уведомили, что 契尔氏 зарегистрирован в Китае на других лиц и, соответственно, Kiehl's не может его использовать. Поэтому Kiehl's пришлось выбрать другую марку - еще не зарегистрированную, и в конце концов переписать свою заявку на ТМ - изменить на 科颜氏, произношение которой - Ke yan shi, значительно отличается от приведенной Qi er shi.

Данная история говорит о том, что все потенциальные заявители могут столкнуться с рисками не только в части английских названий, но и в вопросах фонетического сходства с китайским произношением.

К каким выводам приходим?

Да, Китай действительно является популярной страной для регистрации ТМ. Однако, принимая решение о выходе на этот популярный рынок, важно:

а) быть готовыми к возможности того, что ваш бренд уже может быть зарегистрирован в Китае (здесь вежливо напоминаем о необходимости проведения поисков, то есть рекомендуем предварительно проверить наличие, тождество, сходство и т.п. для оценки шансов на регистрацию);

б) проверить ваш список товаров и услуг во избежание тех, для которых не может быть зарегистрирована ТМ согласно законодательству Китая;

в) тщательно продумать, какую процедуру регистрации выбрать – национальную или международную, поскольку этот выбор также влияет на выбор вашего представителя по вопросам интеллектуальной собственности, который поможет решать срочные вопросы, связанные с регистрацией ТМ.

Будем рады помочь вам с регистрацией торговой марки в Китае для дальнейшего масштабирования бизнеса на этом перспективном рынке Азии.