Культурная апроприация. RIIISE OR SHIIINNEE?

2020-03-11

Теперь мы знаем, что перед тем как подать на регистрацию обозначение «KIA ORA» нужно подумать о том не будут ли коренные жители Новой Зеландии против такого решения. Давайте сделаем небольшой пит-стоп в наших путешествиях по кейсам и попробуем найти эту достаточно тонкую грань ответа на вопрос «была ли культурная апроприация в контексте регистрации ТМ»?

Например, Кайли Дженнер не так давно подняла спрос на словосочетание «Rise and Shine» использовав его в своем видеоролике. Ее TikTok со скоростью света разлетелся на «мемы». Сама Кайли не теряя момента, выпустила линейку одежды с этим словосочетанием и подала заявку на регистрацию ТМ «RIIISE AND SHIIINNEE» (заявка № 88659277) в Ведомство патентов и торговых марок США.

Стоит отметить, что «RISE AND SHINE» настолько же общеупотребимое словосочетание, как и «KIA ORA».

Нам стало интересно какой бэкграунд у сего словосочетания и могло бы оно рассматриваться как потенциальная апроприация? И вот что мы нашли. Словосочетание «Rise and Shine» было замечено в произведении «The Testimony of William Erbery» в 1658 году в книге религиозных наблюдений, которая была предназначена для христианских читателей. Если бы мы сейчас переместились на 4 столетия назад, поданная на регистрацию Кайли Дженнер ТМ с вероятностью на 90 % процентов была бы признана такой, что нарушает культурные ценности.

Тем не менее, в 2020 году фраза «Rise and Shine» встречается в фильмах, музыке, альбомах, песнях, телевизионных передачах, сериалах и рассказах, интернете и нашем посте. За такое долгое время она уже утратила столь сильную отсылку к религиозным писаниям.

С какими проблемами может столкнуться Кайли и другие заявители, подавая на регистрацию заявку с использованием словосочетания «Rise and Shine»?

Такое словосочетание само по себе широко употребимо и не добавляя к нему никаких дополнительных элементов или не доказав, что такое обозначение обрело различительную способность в последствии его использования заявителем, получить решение о регистрации не просто. На сегодня можно найти 26 ТМ «RISE AND SHINE», которые были поданы или зарегистрированы в США.

Перед тем, как подать знак на регистрацию, нужно понять:

  1. не является ли обозначение таким, что может ввести в заблуждение;
  2. не является ли обозначение таким, что не имеет различительной способности;
  3. провести поиск на предмет схожих и тождественных ТМ поданных ранее;
  4. изучить возможный культурный и исторический бэкграунд вашего обозначения или его отдельных составляющих.

И если 1–3 пунктам заявители уже приловчились уделять должное внимание, то к 4 еще нужно приглядеться внимательнее. Не переживайте, следующая наша остановка в очередной раз покажет насколько это важно для правильного ведения бизнеса и репутации.