Почему ІР — это не "потом", а "сейчас"
Для стартапа интеллектуальная собственность (ІР) — это не бюррократия, а один из основных активов, который влияет на:
- возможность масштабирования,
- защиту инноваций перед выходом на рынок,
- стоимость компании для инвесторов или M&A,
- шанс привлечь инвестиции, грант или иное внешнее финансирование.
Кроме профессиональной команды, отточенного продукта и первых пользователей, IP — это начальный операционный капитал новой команды или стартапа. Технология, название, дизайн, код – все это можно и нужно защищать. Но любая составляющая вашего продукта требует соответствующего подхода.
Какие объекты интеллектуальной собственности есть у стартапов?
1. Техническое решение (изобретение / полезная модель)
Что это: новое техническое решение (устройство или его элементы; способ работы устройства или продукта или способ его изготовления; сочетание аппаратной и программной составляющей и т.п.), решающее конкретную проблему.
Защита: патент на изобретение или полезную модель (национальный, через международную систему PCT (Patent Cooperation Treaty), европейский или США).
Примеры:
- Способ производства и составляющие нового экологического материала
- Конструкция летательного аппарата с улучшенными характеристиками дальности полета и возможной нагрузки
- Система распознавания, исправления грамматических ошибок с адаптацией языка до native уровня
2. Программное обеспечение (код, алгоритмы)
Что это: мобильные и веб-приложения, backend-сервисы, API, ML-модели.
Защита: авторское право + комбинация с патентованием технического решения (в случае патентоспособности).
Примеры:
- ML-алгоритм прогнозирования
- Сервис для обработки видео
3. Коммерческое имя / логотип / слоган / названия отдельных продуктов
Что это: название самого стартапа, элементы брендинга, названия отдельных продуктов (например, стартап развивает параллельно 2-3 продукта в одной отрасли под разными названиями).
Защита: торговая марка (национальная, европейская, США, международная через Мадридскую систему).
Примеры:
- Название компании или приложения
- Логотип, нанесенный на корпус устройства
4. Дизайн / внешний вид продукта
Что это: форма устройства, визуальная часть интерфейса, упаковка и этикетки.
Защита: промышленный образец (национальный, европейский, США, международный через Гаагскую систему).
Примеры:
- Интерфейс нового устройства
- Уникальный дизайн корпуса
5. Ноу-хау / коммерческая тайна
Что это: информация, решение, стратегии, процессы, которые не представляется возможным или нецелесообразно охранять путем патентования.
Защита: внедрение режима коммерческой тайны, оформление договоров, политики конфиденциальности, внутренние процедуры.
Примеры:
- Секретные технологии или рецептуры производства
- Финансовая информация и маркетинговые стратегии

Как выбрать что охранять?
Охраны торговой марки (название, логотип или слоган) требует по сути каждый продукт, бизнес или стартап. В то время как с другими объектами интеллектуальной собственности ситуация более вариативна.
Мы рекомендуем каждому учредителю и команде ответить на несколько основных вопросов:
- Что отличает нас от конкурентов?
- В какую часть продукта вложено больше всего R&D ресурса?
- Благодаря каким особенностям продукт запоминается?
- Есть ли в нем инновационные решения?
Где (в каких странах) охранять и регистрировать интеллектуальную собственность стартапа?
Для ответа на этот вопрос можно пройти следующий короткий чек-лист:
- Страна или страны регистрации юридических лиц?
- На территории каких стран ведется основная деятельность?
- В каких странах расположен наш клиент? И куда направлен основной ресурс по продвижению продаж, маркетингу?
- В каких странах планируется запуск продукта в ближайшей перспективе (1-2 года)?
С чего начать?
С построения корректных IP отношений с работниками / подрядчиками / другими лицами, которые вовлечены в разработку, креатив, дизайн или создание любых других IР объектов.
По умолчанию владельцем имущественных и неимущественных прав интеллектуальной собственности является сам автор (т.е. разработчик, инженер, дизайнер или копирайтер), потому начинать необходимо с корректной "настройки" отношений с каждым из авторов.
Механики могут быть разные и могут зависеть от отношений компании с конкретным лицом:
- с сотрудником по трудовому договору лучше детализировать все ІР отношения отдельным разделом в самом договоре или контракте
- с гиг-сотрудником — аналогично, отводим в гиг-контракте ІР отношениям отдельный раздел
- с подрядчиками составляем детальные договоры договоры на заказ услуг и/или подписываем отдельные договоры о передаче имущественных прав на четкий объект права интеллектуальной собственности
Независимо от выбранной механики и операционных процессов команды, основная цель такого упорядочения — передать права от определенного лица (непосредственного автора) компании. Только таким образом компания получает возможность беспрепятственно и уверенно распоряжаться IP правами во всей полноте.
Как оптимизировать бюджет на начальных этапах
- Начать с охраны в Украине — не требует больших капиталовложений и позволит закрепить приоритетные даты подачи для дальнейшего развития IP-портфолио
- Соредоточиться на ключевом: регистрация ТМ; регистрация промышленного образца для продуктов, где основной — дизайн; патентование "ядра" решения для инновационных технических решений
- Позаботититься о передаче IP прав и заключить NDA (договоры о неразглашении) с командой
- Встроить IP в стратегию развития – не как дополнение, а как часть бизнес-модели
- Пользоваться грантовыми программами, международными системами охраны, программами возмещения и уменьшения сборов – об основных возможностях рассказываем в статье.
Как мы помогаем стартапам
Команда IPSTYLE — это не просто патентно-юридическая компания. Мы:
- Помогаем определить что защищать и как
- Готовим документацию для патентования, даже если вы на этапе MVP
- Проводим все необходимые поиски, чтобы оценить риски и шансы успешной регистрации и патентования уже на старте
- Регистрируем IP глобально на всех ключевых рынках и больше
- Помогаем подготовить IP-блок для pitch deck или инвест-проверки
Оставьте заявку – и мы подготовим индивидуальный IP-план для вашего стартапа.