Тrade dress — обозначает совокупность внешних признаков, по которым мы идентифицируем товар, отличая его от других похожих товаров. Впрочем, trade dress касается не только внешнего вида товаров, упаковки, но и сферы услуг — оформления торговых точек или внешнего вида заведений общественного питания.
В мире защита trade dress — достаточно распространенное явление.
В Украине такого термина в праве нет, поэтому Мария Ортинская советует для охраны trade dress использовать такие варианты, как:
— регистрация торговой марки;
— регистрация авторского права на промышленный образец.
Защита может осуществляться как в судебном порядке, так и в Антимонопольном комитете Украины.
Лектор подчеркнула, что в странах Евросоюза внешний вид продукции может получить защиту на период до трех лет от той даты, когда он впервые стал доступен на территории ЕС без регистрации.
В Украине на основании части 5 статьи 213 Соглашения об ассоциации незарегистрированным промышленным образцам, доведенным до всеобщего сведения, будут предоставляться такие же исключительные права, как и зарегистрированным промышленным образцам.
По словам лектора, защита trade dress может осуществляться и на основании Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», в котором прямо запрещено «использование имени, коммерческого (фирменного) наименования, торговой марки (знака для товаров и услуг), рекламных материалов, оформления упаковки товаров и периодических изданий, других обозначений без разрешения (согласия) субъекта хозяйствования, который начал раньше использовать их или похожие на них обозначения в хозяйственной деятельности, которое привело или может привести к смешению с деятельностью этого субъекта хозяйствования».
Лектор привела примеры из практики защиты trade dress в Украине, когда копировался фирменный стиль заведения общественного питания или внешний вид упаковки кондитерского изделия. В обоих случаях права правообладателя удалось отстоять в суде. Поэтому Мария Ортинская утверждает, что защита trade dress возможна и в Украине, хотя результат зависит и от юриста, сопровождающего дело. Для успешной защиты нужно доказать, что trade dress уникален, не обусловлен функциональной необходимостью и хорошо узнаваем среди потребителей.
Legal High School.