Представим ситуацию… Вы зарегистрировали торговую марку, открыли производство под своим брендом, наладили процессы, ваш бизнес процветает, и вдруг кто-то на волне вашего успеха регистрирует схожую ТМ и тем самым ставит под угрозу ваш бизнес. Что делать, как этому помешать?
На самом деле, то, что вы узнали о попытке зарегистрировать схожую ТМ – уже хорошо. Значит, вы мониторите рынок и заявки, подаваемые на регистрацию, регулярно изучаете ТМ на стадии их регистрации. И это дает возможность реагировать быстро, защитить свой бренд.
Следует отметить, что услуга мониторинга ТМ (англ. trademark watching или trademark monitoring) весьма востребована в сегодняшнем конкурентном мире. Бизнесы заботятся о своей репутации, узнаваемости собственных товаров и услуг, вкладываются в рекламу и продвижение как на украинском, так и международных рынках. И это почти незаменимый инструмент для компаний, которые работают на рынках нескольких стран и у которых много брендов.
Мониторинг возможен как в отдельно взятой стране, так и в регионе, например, ЕС в целом. Вы получаете уведомление о поступлении схожей ТМ и видите, какая ТМ, где и кем подана.
Итак, как только узнали о попытке зарегистрировать схожую ТМ, которая нарушает ваши права, действовать следует оперативно. Но стратегически грамотно.
Глобально у владельца ТМ есть два пути. Первый – административный, второй – суд. Следовательно, путь первый – подать возражения в ведомство той страны, где зарегистрирована ваша ТМ и подана конкурентная ТМ. В Украине это – Украинский национальный офис интеллектуальной собственности и инноваций, в Польше – Urząd Patentowy Rzeczypospolitej Polskiej, в США – United States Patent and Trademark Office.
Быстрее и корректнее начинать именно с подачи возражения, таким образом можно не допустить регистрацию спорной ТМ. Прежде чем направлять соответствующее письмо, рекомендуем объективно оценить ситуацию, учесть следующее:
- насколько ТМ потенциального оппонента схожа с вашей фонетически, визуально и семантически;
- подана ли она для однородных товаров и услуг относительно ваших;
- может ли такая регистрация вводить в заблуждение относительно вашего бизнеса.
Перед тем, как готовить и подавать возражение против предоставления правовой охраны ТМ, мы все это анализируем. Ведь, например, если ваша ТМ зарегистрирована для косметической продукции, а кто-то регистрирует схожую ТМ, скажем, для молочного производства, то заявитель может и не нарушать ваши права вообще.
На практике споры возникают в основном из-за сходства и тождественности ТМ. Хотя распространены случаи и троллинга, когда кто-то целенаправленно регистрирует обозначение и затем требует у владельца ТМ, производителя соответствующей продукции "вознаграждение". Если троллю таки удалось зарегистрировать ТМ, целесообразно подавать иск в суд. Это также имеет смысл, если вы хотите запретить именно использование обозначения, схожего с вашим.
Для подачи возражения или иска следует подготовить аргументированные доводы против регистрации. Вы можете обратиться к специалистам IPSTYLE за консультацией и задать вопросы. Мы неоднократно помогали нашим клиентам защитить ТМ, обжаловать регистрацию обозначения, нарушающего их законные права и бизнес.