17 мая 2020

ТМ “Первая крафтовая водка”: обманывает или одурманивает?

В нашем обзоре практики Апелляционной палаты Минэкономики: (1) разбираем пример ТМ “Первая крафтовая водка”, где все словесные элементы эксперт признал обманчивыми; (2) рассказываем как Заявителю все же удалось убедить коллегию зарегистрировать ТМ.

На практике мы неоднократно сталкивались со словесными обозначениями, которые акцентируют внимание на лучшести определенного товара или услуги: первый, лучший, the best, № 1, выбор потребителей. И здесь все закономерно, ведь “каждый хозяин свой дом хвалит”. Но разделяют ли эксперты такой подход и не признают ли такое слово обманчивым? И если да, то как убедить их, что эта характеристика — не просто хвалебная ода своей продукции, а действительно соответствует действительности?

В нашем обзоре практики Апелляционной палаты Минэкономики: (1) разбираем пример ТМ “Первая крафтовая водка”, где все словесные элементы эксперт признал обманчивыми; (2) рассказываем как Заявителю все же удалось убедить коллегию зарегистрировать ТМ.

Так, Заявителям отказали в регистрации ТМ “Первая крафтовая водка” для широкого ассортимента алкогольных напитков из-за обманчивости каждого словесного элемента знака: первенство, крафтовость и возможность употребления слова “водка” для маркировки остальных алкогольных напитков, кроме водки (виски, бренди, вино и т.д.). В ответ, Заявители обратились в Апелляционную палату для обжалования такого отказа.

Начнем с очевидного, даже для самих Заявителей. Когда торговая марка четко указывает на конкретный алкогольный напиток, например, водку, то она будет вводить в заблуждение потребителей, если ею будут маркироваться бутылки вина, ликера или другого алкогольного (или безалкогольного) напитка. Поэтому Заявители еще на этапе подачи возражения сократили заявленный перечень к товару “водка”.

Изображение

Идем дальше: крафтовость. Конечно, многие из нас слышали о крафтовом пиве, но может ли водка быть крафтовой? По мнению эксперта Укрпатента — нет. По его словам “крафтовый” (от англ. сraft — ремесло, искусство, мастерство) — изготовленный мастером по традиционным рецептам в небольших объемах.

Заявители же доказывали, что слово “крафтовый” не может быть достоверным или ложным свойством товара “водка”, поскольку как таковой крафтовой водки, как подвида алкогольных напитков, не существует. Это подтверждается правовыми актами, регулирующими отношения в сфере производства и оборота алкогольных продуктов в Украине, разнообразными УКТ ВЭД, ДСТУ и специализированной товароведческой литературой, в которых отсутствуют какие-либо упоминания о крафтовой водке. Поэтому, в данном случае слово “крафтовый” указывает не столько на ручной способ производства, сколько на особую технологию такого производства и может вызвать ассоциации с какими-то старинными, авторскими рецептурам, которые использовались впервые (здесь и отсылка к другому словесному элементу знака — “первая”).

К такому выводу пришла и Коллегия после анализа информации о соответствующей водке в СМИ. Так, “ПЕРВАЯ КРАФТОВАЯ ВОДКА” производится по авторской рецептуре известного ученого Клима Житника, который первым начал производство водки, которая по своему старинному рецепту отличается от других. Таким образом было подтверждено и право на использование в обозначении слова первый”. Поэтому, для сокращенного перечня товаров 33 класса (а именно “водка”) обозначение не содержит ложных или неправильных указаний или сведений, не соответствующих действительности, а потому не может быть признано обманчивым.

Также коллегия Апелляционной палаты приняла во внимание доказательства, подтверждающие долгосрочное и активное использование обозначения и материалы, имеющиеся в сети Интернет о производителе. На основании всех доказательств и аргументов приняла решение о регистрации ТМ “ПЕРВАЯ КРАФТОВАЯ ВОДКА” для товара “водка”.

Мораль: при подаче торговой марки на регистрацию убедитесь, что ни один словесный элемент обозначения нельзя растолковать двусмысленно или признать таким, что может ввести в заблуждение. А если какое-то из слов, что указывает на характеристику товара или услуги, все же присутствует в вашей ТМ, то не забывайте, что такая характеристика должна соответствовать действительности.

Обращаем ваше внимание, что в своих решениях коллегия Апелляционной палаты комплексно оценивает доказательства, которыми обосновано возражение, основываясь на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела.

Получите решение
Оставьте ваш запрос
Мы свяжемся с вами в ближайшее время и подберем оптимальный вариант для решения вашего вопроса!
Оставляя заявку я даю согласие на обработку моих персональных данных