У многих из нас есть хорошая и полезная привычка – подводить итоги уходящего года и определяться с планами и задачами на будущий. Это важно, чтобы понять, на чем сосредоточиться и не упустить главное. Предлагаем сделать то же самое, но в части интеллектуальной собственности.
Торговые марки, патенты, домены, аккаунты в соцсетях – проведите аудит всех объектов интеллектуальной собственности. Он поможет увидеть, какие активы не используются или используются неэффективно, выявить риски и возможности, зоны развития. Вот несколько советов от команды IPSTYLE...
Шаг 1. Соберите первичную информацию об объектах интеллектуальной собственности
Причем информацию следует собрать не только по тем объектам, которые у вас зарегистрированы, но и тем, что в процессе регистрации. И даже тем, по которым отозваны заявки или свидетельства, а патенты прекратили действие.
Всегда советуем компаниям привлекать специалистов из разных отделов. Например, программисты смогут предоставить информацию о разработанных ими программах, дизайнеры и маркетологи – об обозначениях, используемых в работе.
Софтверные компании предлагают разные решения для ведения таких реестров, но на первом этапе обычной таблицы в электронном виде будет достаточно.
Шаг 2. Проверьте документы на объекты интеллектуальной собственности
Объект защиты, срок действия, территория действия должны быть одними из основных параметров таблицы.
К примеру, вы поставляете или начинаете поставлять продукцию за границу. Но ведь большинство объектов, такие как торговые марки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы носят территориальный характер. Иными словами, ТМ зарегистрированные в Украине, действуют только на территории Украины, и при выходе на рынок Польши, США или других стран есть риск нарушить чьи-то права.
Если объекты регистрировались на нескольких физических и юридических лиц, то информацию о них тоже следует зафиксировать в таблице. По ней вы также сможете контролировать дедлайны, например, когда нужно продлить действие свидетельства, патента и т.д.
Поставьте на учет все документы, на основании которых компания использует те или иные объекты. Например, если на упаковке продукции изображен какой-нибудь персонаж, необходимо определить, кому принадлежат права на него и на каком основании он используется.
Мы в IPSTYLE всегда стараемся начинать знакомство с нашим новым клиентом с проведения аудита всех его объектов интеллектуальной собственности, то есть с IP-аудита. Недавно по запросу косметического бренда исследовали все принадлежащие ему активы и создали удобный реестр. Мы также обнаружили вопросы, требующие дальнейших действий, и предоставили варианты решений.
Такой реестр также поможет обнаружить и другую важную информацию. Например, используете ли вы ту или иную свою ТМ. Ведь если не используете в течение пяти лет с даты регистрации, заинтересованные лица могут подать иск о досрочном прекращении свидетельства на ТМ. Кстати, действие свидетельства на ТМ необходимо продлевать раз в 10 лет, а патенты ежегодно поддерживать в силе.
Если же получали предварительный отказ в регистрации ТМ, патентовании изобретения, такая информация с детализацией тоже не будет лишней. Она поможет вам или вашему маркетологу иметь представление о возможных конкурентах и возможных конфликтах на рынке по схожим обозначениям или технологиям.
Шаг 3. Добавьте информацию об онлайн-активах
Аккумулируйте информацию о зарегистрированных доменах, аккаунтах в социальных сетях, сроках действия доменов и т.д.
Среди прочего, это поможет избежать нежелательной встречи с киберсквотерами, регистрирующими на себя домены брендов, успешных стартапов и бизнесов с целью дальнейшей перепродажи. Так, например, когда-то в Украине сквотерам «удалось» зарегистрировать ТМ Google, а вместе с ней – и домен google.ua, несмотря на мировую известность Google на то время. Тогда поисковик добился признания ТМ недействительной и оставил домен за собой.
Что еще учесть?
Кроме идентификации зарегистрированных и запатентованных объектов важно определить те объекты, которые не зарегистрированы, но созданы сотрудниками, подрядчиками, а также те объекты, над созданием которых компания сейчас работает.
Безусловно, этот перечень вопросов не является исчерпывающим. В зависимости от обстоятельств, менеджментом могут быть рассмотрены и зафиксированы многие дополнительные параметры, позволяющие грамотно управлять портфелем нематериальных активов, оценить и спланировать ежегодные бюджеты на них и т.п.
Такую процедуру нужно проводить хотя бы раз в год и тем, кто только готовится к большому старту, и тем, кто уже вырос и проходит масштабную реорганизацию, готовится к слиянию или созданию совместного предприятия.