Запуск франшизы и выход на международные рынки – это то, что давно и всерьез интересует украинских предпринимателей. Это один из вариантов развития бизнеса. Естественно, можно развивать его самостоятельно, открывая новые филиалы, а можно параллельно запустить франшизу. Например, как это успешно делают онлайн-ритейлер Rozetka или Pizza Hut, Hilton. По сути речь идет о предоставлении права партнерам использовать бренд, промышленные образцы и другие наработки. То есть, интеллектуальную собственность. Следовательно, она должна быть защищена, чтобы обеспечивать прибыль.
Вот несколько вопросов главе Практик управления брендами, дизайнами и авторским правом в IPSTYLE Екатерине Дробышевой для тех, кто планирует масштабировать бизнес посредством запуска франшизы:
Екатерина, что лежит в основе франшизы с точки зрения интеллектуальной собственности?
Торговая марка – это ключевой объект, передаваемый по франшизе. Франчайзи будут в первую очередь обращать на это внимание, ведь покупать франшизу без зарегистрированной ТМ – подставлять себя под удар. Поскольку завтра появится кто-то третий, кто зарегистрирует бренд на себя, и тогда начнутся суды, сплошная головная боль.
Также это могут быть также дизайнерские решения, промышленные образцы, изобретения и другие объекты в зависимости от бизнеса. Например, сеть кофеен, кроме зарегистрированной ТМ может иметь зарегистрированные дизайны, скажем, дизайн стаканов. Службы доставок могут иметь зарегистрированные дизайны или патенты на почтоматы.
Как оценить IP потенциал франшизы?
Нужно провести внутренний аудит, в частности, объектов интеллектуальной собственности. То есть выяснить, что принадлежит вам, кроме популярности бренда, товара или услуги. IP-аудит поможет увидеть, какие нематериальные активы используются или используются не в полной мере, выявить зоны развития. Объект защиты, территория действия должны быть одними из основных параметров такого аудита. Затем можно перейти к непосредственной регистрации новых объектов.
Если мы говорим о выходе на новые рынки… Можно ли запустить франшизу в странах ЕС, США, если у ТМ украинская регистрация?
Здесь следует помнить, что ТМ имеют территориальный характер. А это значит, что если у вас зарегистрирована ТМ в Украине, то действительна она только в Украине. При выходе на рынок, скажем, Германии или США, вы не только не имеете права использовать ее, но и рискуете нарушить права других компаний со схожими ТМ. Или может случиться так, что в стране ваших бизнес-интересов аналогичная ТМ уже кем зарегистрирована.
В то же время можно увеличить ценности франшизы, если заранее подать на регистрацию ТМ в стратегически интересующих странах. Или воспользоваться процедурой международной регистрации ТМ, то есть подать международную заявку и указать те страны, где желает получить правовую охрану своего бренда. Часто крупные международные владельцы франшиз регистрируют свои права интеллектуальной собственности в интересующих странах за много лет до начала «экспорта» для своего бизнеса.
Что касается дизайна, то, как и в случае с ТМ, свидетельство на дизайн действует на территории той страны, где он зарегистрирован.
Как раскрыть информацию и не потерять бизнес? Действует ли режим коммерческой тайны во франчайзинге?
Во многих странах действуют законы о раскрытии информации о франшизе. Цель их в том, чтобы предоставить потенциальным партнерам полную информацию для принятия решения: в каком объеме понадобятся инвестиции и за сколько окупятся, сведения о регистрации прав интеллектуальной собственности и структуре бизнеса, порядке выплаты взносов и условиях соглашения.
По сути, владелец франшизы раскрывает всю информацию о себе и своем бизнесе. Включая ноу-хау, которые являются коммерческой тайной. К примеру, фирменный рецепт торта или технология переработки пластиковых отходов. Следовательно, следует позаботиться, чтобы информация охранялась как коммерческая тайна. В частности, ввести положения о коммерческой тайне в компании, ознакомить с документом всех работников, ограничить доступ к секретным данным. На первый взгляд – формальности, но в случае чего – в суде необходимо будет доказать, что вы относились к определенной информации как коммерческой тайне.
На основе какого документа передаются права партнерам? Что предусмотреть?
Договор франчайзинга в украинском законодательстве называется договором коммерческой концессии. В нем должны быть тщательно прописаны все условия, в том числе перечень передаваемых объектов или прав. Также информация, которая передавается франчайзи, конфиденциальность и ответственность.
На кого лучше регистрировать ТМ для франшизы?
Правильный ответ на этот вопрос лежит в структуре вашего бизнеса. Заявителем может быть один или несколько юридических или физических лиц. Мы рекомендуем регистрировать ТМ на того, кто активно ведет бизнес и использует ТМ. Следует отметить, что заявителем может быть как резидент, так и нерезидент Украины. Распространена также практика, когда бизнесы создают специальные юридические лица, где аккумулируют все объекты интеллектуальной собственности, что также является хорошим решением. Для примера, DD IP Holder LLC – компания, на которую зарегистрированы все ТМ бренда Dunkin Donught.
Когда заявителей несколько, мы всегда рекомендуем заключать договор между совладельцами ТМ, поскольку только так можно зафиксировать "правила игры" и прописать все вопросы, которые потом могут стать критическими в случае отсутствия такого договора.
С какими проблемами часто сталкиваются держатели франшизы и франчайзи в части регистрации ТМ?
Все ситуации разные, но если попытаться обобщить, то наиболее типичны те, когда зарегистрированная ТМ для товаров или услуг не соответствует сути франшизы.
Например, производитель канцелярии хочет запустить франшизу. У него есть зарегистрированная ТМ в 35 классе (продажа и реклама товаров или услуг третьим лицам). Но для производства и маркировки ТМ на канцелярии есть отдельный 16 класс. Следовательно, не охвачено главное. И придется подавать новую ТМ для корректных товаров и услуг и ждать регистрации, чтобы можно было передать право на использование другому лицу.
Именно поэтому мы всегда перед регистрацией ТМ анализируем то, чем занимается клиент, расспрашиваем обо всех текущих направлениях и планах, чтобы подобрать правильные классы. Советуем не упускать из виду этот аспект всем предпринимателям.