Мобильное приложение – это не только код и UX-дизайн. Это также набор интеллектуальной собственности, которую следует идентифицировать, структурировать и охранять. Мы не раз сталкивались с предубеждением, что регистрировать в качестве торговой марки (ТМ) можно только название приложения. На самом деле этого может быть мало для корректной охраны всего проекта.
Что же может быть торговой маркой в приложении?
- Название самого приложения: если оно уникальное – это очевидный и первый кандидат на регистрацию ТМ.
- Логотип: графическое обозначение (иконка приложения или логотип бренда также имеет смысл регистрировать как отдельную ТМ, ведь часто аппки запоминаются именно по иконкам.
- Названия функций или режимов: часто функции внутри приложения имеют собственные названия. Если они запоминаются и выделяются, их можно зарегистрировать как ТМ.
- Слоганы, фразы, элементы интерфейса: краткие выражения, используемые во взаимодействии с пользователем, могут иметь признаки ассоциируемого с продуктом обозначения.
- Звуковые и анимационные элементы: если в приложении есть характерная заставка, звук или анимация, запускаемые при открытии, они тоже могут быть зарегистрированы как ТМ.
- Акцентный цвет приложения: например, один онлайн банкинг использует зеленый цвет, другой – красный. Если цвет уже бесспорно ассоциируется с брендом, его можно пробовать охранять.
Если приложение пропустили в Appstore или GooglePlay, это еще не означает, что все его элементы могут с легкостью пройти регистрацию ТМ. Для регистрации нужно, чтобы ТМ отвечала критериям охраны. А для того, чтобы четко понимать, сможете ли вы зарегистрировать те или иные элементы приложения, мы рекомендуем проводить предварительный поиск по ТМ.
Подробнее с преимуществами поиска можно ознакомиться в нашем материале Регистрация торговой марки. Почему предварительный поиск — это инвестиция в ваше спокойствие как минимум на 10 лет?
А как понять, что в вашем приложении целесообразно регистрировать? Ответ очень прост: провести IP Аудит. Зачем, спросите вы? Ниже несколько аргументов "за" такого аудита:
Чтобы не упустить активы, которые следует зарегистрировать. Многие ценные элементы остаются без защиты только потому, что никто не идентифицировал их как потенциальные ТМ. Довольно часто такие объекты попадают в поле зрения только тогда, когда кто-то их недобросовестно скопировал. Но в таком случае уже может быть гораздо сложнее получить охрану.
Чтобы избежать конфликтов. Часто название функции или визуальный элемент конфликтует с уже зарегистрированной ТМ. Выявление таких рисков до запуска критически важно.
Чтобы систематизировать интеллектуальную собственность в проекте. Это необходимо для инвесторов, подготовки к лицензированию или масштабированию продукта на другие рынки. Ваше IP портфолио — это не только репутация, но и преимущество за столом переговоров.
Мы в IPSTYLE проводим юридический аудит мобильного приложения с фокусом на торговые марки. В рамках этого анализа:
- определяем элементы, имеющие признаки ТМ;
- формируем рекомендации по регистрации и юрисдикциям;
- проводим предварительные поиски на тождество, схожесть;
- подаем торговые марки на регистрацию и сопровождаем до получения охраны.
Если в вашем приложении только одна зарегистрированная ТМ – это скорее исключение, чем правило. Позвольте взглянуть на него IP-специалистам. Большинство цифровых продуктов содержат не менее двух-трех потенциальных ТМ. Для примера ниже приводим ТМ ЕС компании Instagram LLC для ее известного мобильного приложения:

Готовы провести аудит своего мобильного приложения? Оставьте заявку, и мы определим, какие активы целесообразно зарегистрировать в качестве торговой марки.