Часто при первых консультациях с бизнесами, которые обращаются к нам за помощью в регистрации торговой марки (ТМ), мы слышим такой вопрос:
Зачем проводить поиск перед регистрацией ТМ?
Действительно, закон этого не требует — вы можете сразу подавать документы на регистрацию, поиск не является обязательным.
Однако, задумайтесь, когда вы создаёте новое название для своего бренда — вряд ли вы делаете это без предварительного исследования рынка или хотя бы поиска в Google. То же самое касается и торговой марки: перед подачей заявки необходимо провести предварительный поиск в базах как уже зарегистрированных, так и поданных на регистрацию ТМ. Это своего рода маркетинговое исследование в правовой плоскости, которое позволяет проверить, уникально ли ваше название и не схоже ли оно до степени смешения с уже зарегистрированными марками.
Почему Google-поиск не заменяет поиск по базам ТМ?
Да, в некоторых случаях Google помогает при выборе того или иного названия. Но в контексте подбора торговой марки такая информация может ввести в заблуждение.
Во время поиска важно понять:
- какие есть тождественные ТМ для однородной, то есть аналогичной деятельности, товаров и услуг;
- какие есть фонетически и семантически схожие ТМ, что может стать препятствием;
- какие обозначения схожи визуально.
Не всё можно обнаружить, полагаясь только на информацию в публичном доступе или оценивая наличие чего-то схожего у конкурентов. Довольно часто можно встретить ТМ, которую только что подали, или, скажем, для проекта, который ещё в процессе запуска. Поэтому её практически невозможно просто нагуглить.
Так почему же такой анализ — это инвестиция, спросите вы?
Поиск и анализ результатов — это фактически оценка рисков и план действий по их минимизации. Мы видим, какие ТМ являются схожими, изучаем, для каких товаров и услуг они используются, и только после этого оцениваем, можно ли зарегистрировать нашу марку, соответствует ли она условиям охраны. Предварительная проверка помогает избежать отказа в регистрации, сэкономить деньги и время — лучше направить их на развитие бренда.
Кроме того, часто благодаря поиску мы предотвращаем возможные претензии со стороны третьих лиц в процессе регистрации. Дело в том, что в разных странах предусмотрены разные сроки для подачи возражений — в среднем год–полтора.
Рассмотрим ситуацию. Компания подаёт заявку на регистрацию ТМ в Украине без предварительного поиска. Проходит 1.5 года и компания получает предварительный отказ от эксперта ведомства, который противопоставляет другую марку — разница в одной букве. Но если бы компания провела поиск заранее, увидела бы "двойника" и на самом старте могла бы подумать, как снизить риски.
Читайте также: Что делать, если получили предварительный отказ в регистрации ТМ?
Поиск также важен, если вы регистрируете в качестве ТМ изображение, поскольку он позволит оценить уникальность такого изображения.
В целом спрос на регистрацию ТМ ежедневно растёт. Поэтому и значение поиска возрастает. Важно понимать, что название должно быть охраноспособным в мире, где ежедневно подаются тысячи заявок на ТМ.
По каким странам проводить поиск?
Конечно, ресурсы нашей команды позволяют проводить такую проверку во многих странах мира: в Украине, США, ЕС, Канаде, Швейцарии, Великобритании, Бразилии и других. Однако мы рекомендуем проводить в первую очередь по тем странам, где вы планируете регистрировать ТМ и куда выходить на рынок со своим продуктом.
В ситуациях, когда клиент уже вышел на национальный рынок и планирует выход на рынок ЕС, мы предлагаем проводить поиск сразу и там, и там. Так, обнаружив тождественную ТМ в ЕС, можно оценить риски и подумать над вариантами, которые позволят на будущее унифицировать нейминг и брендинг в Украине и ЕС.
ChatGPT не заменит вам поиск, выполненный юристами — мы анализируем все базы данных и предоставляем актуальную информацию. Анализ результатов поиска — это комплексная работа. Мы смотрим не только на то, какие ТМ зарегистрированы, но и на то, как они используются и как это может повлиять на регистрацию ТМ с учётом практики ведомства той или иной страны.