В корпоративном менеджменте есть такое понятие – helicopter view. Оно означает подняться над проблемой или задачей, чтобы посмотреть на нее под другим углом, чтобы увидеть целостную картину. К примеру, чтобы выбрать путь развития компании или определиться, на какие рынки идти со своим изобретением, продуктом.
В производственном бизнесе, в частности в FMCG, агросекторе, фармацевтике, энергетике, IT и особенно технологических, инновационных сферах, один из вариантов helicopter view – патентный ландшафт. Это особый вид поиска патентной информации и аналитики, дающий представление о ситуации на рынке в определенной сфере технологий. В отдельно взятой стране, регионе или мире.
Так, например, исследование покажет основных конкурентов. Зачастую даже тех, кого еще нет на рынке. Ведь охватывает как уже выданные патенты, так и опубликованные заявки на патенты. А значит – показывает и те решения, которые могут появиться на рынке через несколько лет.
Представим ситуацию. Вы – компания, разрабатывающая платежный сервис, и планируете выход на западные рынки. Но исследование показало, что способ учета взаиморасчетов с применением блокчейна, над которым работаете, уже запатентован другой компанией. Вместе с тем, помогло выявить новые технологические аспекты и подтолкнуло к новому решению, которое уже через несколько месяцев можно успешно вывести на рынок.
Исследование покажет основные сделки с патентами и патентными заявками. Подборка отраслей для инвестирования и поиск новых сфер для внедрения собственных разработок – тоже предмет такого исследования.
Также можно увидеть патенты, которые признаны в судебном порядке недействительными – иски о нарушении патентных прав показывают реальный коммерческий интерес к той или иной технологии, а также где наибольшая активность рынка.
Кроме информации о лидерах и аутсайдерах рынка, тенденциях патентования в отрасли, исследование помогает выявить "белые пятна" в патентовании – направления, не охваченные деятельностью конкурентов. Или "красные пятна" – направления, куда конкуренты направляют свои усилия. Соответственно, учитывая всю эту информацию, можно принять правильное решение, во что "вкладываться" и куда двигаться дальше.
Одна из стандартных визуализаций патентного ландшафта – карты и аналитика по регионам и странам. Кроме сбора и анализа данных о количестве выданных патентов, сделок, исков и так далее, полезен анализ по владельцам и изобретателям. Возможно, самое время инвестировать в сотрудничество с гениальным изобретателем, который именно сейчас ищет партнеров?
Прибегая к патентному ландшафту, важно создать так называемый watch list – список "свежих" заявок и патентов. По заявкам – анализировать действия патентного ведомства (отказы, запросы, решения), а также реакцию заявителей и даже третьих лиц (кто и на каких основаниях подает оппозицию). Конечно, желательно потом эту информацию синхронизировать с рынком – анонсировал ли конкурент новую технологию, продукт или пока ждет. В комплексе с маркетинговыми исследованиями это позволит понять, какие коррективы необходимо внести в собственную стратегию развития бизнеса, какие риски минимизировать и какие возможности использовать.
Так, если задумались о векторах своего технологического развития, новых продуктах и технологиях, новых рынках, стоит подумать о патентном ландшафте. Наша команда IPSTYLE имеет опыт его построения, поможет выявить технологический контекст любой разработки, изобретения и спрогнозировать стратегию успешной коммерциализации инноваций.