Мы с вами живем в мире стремительного развития технологий, где креаторы создают свои произведения с помощью искусственного интеллекта, а бренды спешат защитить "невидимые" дизайны и прочие активы. Это приводит к изменению ландшафта интеллектуальной собственности, и мы здесь, чтобы помочь сориентироваться в тенденциях и учесть их в стратегиях развития. Вот те, которые следует принять во внимание в 2025 году:
Сосуществование AI и интеллектуальной собственности
Искусственный интеллект (англ. artificial intelligence, AI) необратимо становится частью каждой сферы бизнеса и повседневной жизни. Правовое регулирование использования AI также активно формируется. В прошлом году на уровне ЕС принят Artificial Intelligence Act, а в Украине опубликованы Рекомендации по ответственному использованию AI. Годом ранее, в 2023 году, в Украине также предусмотрели Законом об авторском праве и смежных правах специальный правовой режим охраны sui generis для объектов, сгенерированных компьютерной программой. Однако возникают все новые и новые вопросы в контексте применения этой технологии и прав интеллектуальной собственности. Очевидно, в 2025 году мы увидим больше дебатов и законодательных инициатив, потенциально больше судебных споров вокруг права собственности на объекты, созданные с помощью AI.
Торговые марки – охраняют не только названия, но и индивидуальность
Бизнесы трансформируются и обновляют подходы к продвижению и глобализации. Чтобы запомниться, бренду уже мало названия или слогана. Здесь на помощь приходят торговые марки (ТМ) как средство индивидуализации, все атрибуты которого можно охранять. Сегодня в качестве ТМ регистрируют трехмерные, звуковые, позиционные, орнаментные, голографические, мультимедийные обозначения и т.д. Конечно, не просто любой звук или движение могут стать торговой маркой. Это должны быть оригинальные элементы, обладающие различительной способностью и не нарушающие права других. Для примера:
Регистрировать индивидуальные "фишки" брендам однозначно нужно. Стоит только проконсультироваться и убедиться, что тот или иной желаемый элемент соответствует критериям правовой охраны и может быть зарегистрирован как ТМ.
Интеллектуальная собственность – мастхэв для всех бизнесов, независимо от размера
Кто внимательно следит, точно знает о наличии целого ряда инициатив для малых и средних предприятий, которые хотят зарегистрировать объекты интеллектуальной собственности. Возможность оптимизации бюджетов это не только помощь в развитии, но и понимание того, что IP портфолио необходимо всем компаниям, независимо от того, это транснациональные корпорации или локальные стартапы. В этом году мы ожидаем старт программы SME Fund от ЕС, которая позволяет украинским предприятиям вернуть 75% уплаченных сборов за регистрацию объектов интеллектуальной собственности. Воспользоваться ею могут юридические лица – представители микро-, малого и среднего бизнеса, а также физические лица-предприниматели.
Акцент на дизайнах, или Чего все будут говорить об обновлении Директивы ЕС
В декабре 2024 года вступила в силу новая редакция Директивы о правовой охране промышленных образцов в ЕС. Большинство изменений начнут действовать уже в этом году. Из интересных можно выделить следующие:
- Изменения учитывают технологический прогресс и расширяют сферу охраны дизайна, включая виртуальные товары (например, из мира игр или метавселенной). Дизайн теперь охватывает движение, переход или другую анимацию элементов, влияющих на вид дизайна. Это открывает возможность регистрации анимированных цифровых дизайнов.
- Основным требованием к дизайнам была их "видимость". Сейчас это требование отменяется. То есть для того, чтобы охранять дизайны, они не обязательно должны быть видимыми при использовании продукта. Например, как микрочип внутри цифрового устройства.
- Все дизайны категоризуются категоризируются по классам Международной классификации промышленных образцов: продукты питания – 1 класс, косметические изделия – 28 класс и так далее. Раньше можно было подать заявку, где все дизайны относятся к одному классу, но теперь в ЕС это требование отменили и можно подавать одну множественную заявку, в которой дизайны могут относиться к разным классам.
Быстрое расширение сфер охраны интеллектуальной собственности на технологии, в частности, такие как 3D-печать и виртуальная реальность, новый подход к охране дизайнов и другие правовые изменения будут иметь непосредственное влияние на защиту инноваций в погоне за конкурентными преимуществами. Сконтактируйте с командой наших экспертов, они помогут с любым вопросом интеллектуальной собственности и поиском возможностей для монетизации.