Авторское право на онлайн-курс. Разбираемся, как защитить свой курс или мастер-класс - IPSTYLE Spark it!
2 июля 2025

Авторское право на онлайн-курс. Разбираемся, как защитить свой курс или мастер-класс

Онлайн-курс или авторский мастер-класс – это не просто контент. Это результат вашей интеллектуальной деятельности. Вы "упаковали" свои экспертные знания в учебный курс, наработали методологию, тексты и тесты, сняли видео, создали презентацию и оформили все на онлайн-платформе, разработав визуальный стиль — многое из этого подлежит охране как интеллектуальная собственность. Поговорим подробнее…

Авторское право для креаторов

Материалы курса – тексты, презентации, графика, методические пособия — все это объекты авторского права. По закону, регистрация авторского права не обязательна, поскольку права возникают с момента создания того или иного произведения. Но есть нюанс. В случае спора вам нужно будет доказать авторство, а для этого иметь заранее подготовленные доказательства. Например:

  • исходные файлы с метаданными;
  • переписка с командой;
  • официальная публикация (с фиксацией даты);
  • или же зарегистрированное авторское право.

На самом деле, регистрация авторского права будет уместна не только в случае спора. Оформленный нематериальный актив имеет большой потенциал и ряд преимуществ для дальнейшей монетизации. Например, зарегистрированные права часто являются требованием для участия в тендере, привлечения инвестиций и партнеров. Его можно внести в уставный капитал, лицензировать и т.д. Все указанные действия с зарегистрированным авторским правом облегчают и улучшают эти процессы, если говорить о коммерциализации и получении прибыли.

В IPSTYLE мы часто рекомендуем клиентам регистрировать авторское право на особо ценные части курсов, сценарии и тексты. Это повышает ваши позиции в целом, а в случае нарушений дает дополнительное юридическое оружие пресечь плагиат.

Кстати, в США зарегистрированное авторское право обязательно при обращении в суд.

Какие еще нюансы авторского права на материалы курса?

Нюансов немало. Потому мы всегда сперва анализируем курс клиента и уже потом даем рекомендации для регистрации. Важно понимать – не все подлежит охране авторским правом.

К примеру, если записали на видео просто начитку текста — это видеограмма, и она не является объектом авторского права. Спели песню под запись? Аналогично, поскольку это — смежные права. В то время как видео, где есть сюжет, разкадровка, музыка и прочее, уже является объектом авторского права и охраняется как аудиовизуальное произведение.

Также важно убедиться, что все материалы курса использованы правомерно. Если заимствован материал другого лица, то требуется разрешение на использование.

Еще один важный нюанс: если вам кто-либо помогал с созданием курса, скажем, сотрудник или подрядчик, то нужно обеспечить переход имущественных прав на эти объекты.

Конечно, это не весь перечень, могут быть и другие нюансы — все зависит от конкретного курса и обстоятельств. Мы привели самые распространенные.

Что еще можно зарегистрировать?

Курс — это не только тексты. Вы могли также создать:

  • уникальное название курса или бренда — можно зарегистрировать как торговую марку;
  • фирменный дизайн, обложки и сертификат — можно зарегистрировать как промышленный образец;
  • специально разработанное UI/UX-решение — тоже можно защитить как промобразец.

И чем популярнее становится курс, тем больше смысла все это фиксировать. Советуем ознакомиться подробнее с материалом о регистрации ТМ и охране промышленных образцов (дизайнов).

Рссмотрим на примере

Преподаватель запустил авторский курс по психологии, а через полгода обнаружила в TikTok "двойника" — те же слайды, те же примеры, даже произношение, тональность речи совпадает. Совпадает всё, кроме названия.

Благодаря зарегистрированному авторскому праву, преподаватель смог оформить требование удалить контент, подготовили претензию и дело разрешилось до суда. Без регистрации это могло бы затянуться или вообще не сработать, ведь ему самому прежде пришлось доказывать свое авторство.

Когда позаботиться защите?

Лучше всего до запуска курса. Но даже после запуска можно зарегистрировать права, зафиксировать дату создания, подать заявку на регистрацию ТМ.

Как мы помогаем в IPSTYLE

  • проводим аудит объектов, которые нужно зарегистрировать, зафиксировать;
  • разрабатываем стратегию охраны;
  • при необходимости проводим предварительные поиски по имеющимся ТМ и дизайнам;
  • регистрируем авторское право, торговые марки, дизайн;
  • помогаем с защитой прав при выявлении нарушения на материалы курса, бренд.
Получить решение
Оставьте ваш запрос
Мы свяжемся с вами в ближайшее время и подберем оптимальный вариант для решения вашего вопроса!
Оставляя заявку я даю согласие на обработку моих персональных данных