Регистрация торговой марки в Германии


Торговую марку в Германии можно зарегистрировать тремя способами:
  • по международной процедуре. Регистрация торговой марки происходит по Мадридскому Соглашению (стоит отметить, что по этой процедуре зарегистрировано около 300 тысяч торговых марок в Германии);
  • региональная процедура - заявитель может получить единую торговую марку Европейского Союза (Community Trademark). На сегодня в Германии зарегистрировано около миллиона марок ЕС;
  • по национальной процедуре. Всего в Германии этим способом было зарегистрировано около полутора миллиона торговых марок, что в 4 раза больше, чем по международной регистрации.

  • Остановимся на национальной процедуре, поскольку она является наиболее популярной в Германии.
    Регистрация торговой марки происходит путем подачи заявки в Ведомство Германии по патентам и торговым маркам (DPMA).
    Если у Вас есть желание зарегистрировать торговую марку, то стоит проанализировать, нет ли на рынке торговой марки под названием, которое Вы бы хотели использовать. По немецкому законодательству эта процедура не обязательна, но желательна. Для этого рекомендуем Вам провести предварительный поиск.

    Заявка на регистрацию торговой марки обязательно должна содержать имя и адрес заявителя, место регистрации юридического лица (если заявитель находится в другой стране), изображение и описание торговой марки, указание наличия представителя или приоритета (если таковые имеются), перечень товаров и услуг, подтверждение об оплате госпошлины. Сама регистрация торговой марки может занимать от 3 до 4 месяцев, без учета оппозиции.


    В Германии как торговые марки могут быть зарегистрированы графические знаки, словосочетание, имена, трехмерные объекты, цветовые комбинации, слоганы, звукозаписи, упаковки, запахи, вкусовые и осязательные знаки. Также в законодательстве есть перечень знаков, которые не могут быть зарегистрированы как торговые марки, а именно:
  • знаки, которые противоречат нормам морали или порядка. Одним из примеров является запрет коммерческого использования религиозных имен и терминов, что ярко подтверждается судебным делом о запрете регистрации торговой марки Buddha (дело 28W (пат) 66/06);
  • общеупотребляемые термины;
  • названия, флаги, символы государств, наций, регионов или международных организаций.
    На примере дела Т-127/2, в рамках которого было отказано в регистрации торговой марки ЕСА, поскольку знак был очень похож на эмблему Европейского Союза;
  • знаки, которые вводят потребителей в заблуждение. Стоит упомянуть, что компания Alsterwasser хотела производить виски под этой торговой маркой, но Федеральный патентный суд запретил такое использование, ссылаясь на тот факт, что во многих регионах Германии «Alsterwasser» воспринимается как смешанный напиток, состоящий из пива и лимонада (дело 26W (пат) 216/03).


  • Географические названия также защищаются в соответствии с законодательством Германии.
    Например, по делу T-295/01 суд первой инстанции отказал в регистрации торговой марки Oldenburger компании Nordmilch AG для производства молока и молочных продуктов, мороженого и тому подобного. Слово Oldenburger непосредственно происходит, как прилагательное, от названия географического региона Ольденбург, в котором находятся соответствующие сельскохозяйственные холдинги и, который известен производством молочных продуктов.
    Оппозицию в Германии может подавать правообладатель, права которого возникли раньше, оспаривая заявку на регистрацию торговой марки. Период для оппозиции начинается со дня публикации заявки на торговую марку и заканчивается через три месяца после публикации.

    Свидетельство на торговую марку в Германии выдается на 10 лет с правом продления на тот же срок. В случае, если Вы пропустили сроки продления свидетельства, у Вас есть 6 месяцев для восстановления, но при этом будет наложен штраф.
    Учитывайте то обстоятельство, что, если торговая марка в Германии не используется в течение 5 лет, то любой может подать заявку на аннулирование ТМ.
    Надо отметить, что торговая марка также может быть аннулирована в случае, если были нарушены права третьих лиц, или торговая марка не соответствует требованиям регистрации, вводит в заблуждение потребителя.
    Если Вы решили зарегистрировать торговую марку в Германии, специалисты патентно-юридической компании IPStyle с радостью в этом Вам помогут.