Всё и немного больше о торговой марке ЕС


Если у вас уже есть свой бизнес в ЕС или вы только планируете открыть собственное дело, первый вопрос, над которым стоит задуматься, - это охрана вашей торговой марки (далее - ТМ), поскольку сегодня ТМ стала основой бизнеса. Какие же существуют особенности регистрации и охраны ТМ на территории Европейского Союза (далее - ЕС)?

Как показывает практика, наиболее распространенным способом регистрации среди владельцев ТМ является регистрация ТМ Европейского Союза (European Union Trademark - EUTM).

На самом деле, перспектива кажется соблазнительной: получить охрану в 28-ми странах путем подачи всего одной заявки.

Как зарегистрировать


По официальным данным Ведомства по интеллектуальной собственности Европейского Союза (далее - EUIPO), ежегодно регистрируется примерно 120 тыс. торговых марок ЕС. Стоит отметить, что популярность с каждым годом растет: если в 2011 г.. было зарегистрировано 105943 ТМ, то уже в прошлом году цифра достигла отметки 130 398 ТМ.

​Однако следует заметить, что такой шаг является не единственно возможным. Для заявителей из Украины существует 3 способа регистрации ТМ в ЕС:
​1. Подать заявку по национальной процедуре в патентное ведомство каждой страны ЕС, в которой Вы намерены вести (открыть) бизнес. Такой выбор будет целесообразным вариантом, если хозяйственную деятельность запланировано проводить только в определенных странах (например, в Польше, Германии и Австрии).
​2. Подать международную заявку на ТМ для стран ЕС по Мадридской системе. Это можно сделать двумя путями - указать в заявке ЕС в целом или же заявить перечень отдельных европейских стран.
​3. Наиболее целесообразным вариантом представляется подача заявки на получение региональной ТМ. В нашем случае - это ТМ ЕС. Для этого необходимо обратиться к EUIPO - Ведомству по интеллектуальной собственности Европейского Союза.

Специфика EU trademark

Итак, что же это такое - торговая марка Европейского Союза? Согласно последним изменениям, теперь такая ТМ называется ТМ Европейского Союза - EU trademark (ранее - community trademark) и регулируется Регламентом (ЕС) No2015 / 2424 Европейского парламента и Совета. Орган, отвечающий за регистрацию, пока называется EUIPO - European Union Intellectual Property Оffice (ранее OHIM - Office for Harmonization in the Internal Market).

Специфика такой ТМ состоит в том, что она действительна на территории всех 28-ми стран в целом, ее нельзя ограничить действием исключительно в одной стране. Как правило, это является преимуществом, ведь к такому способу охраны обращаются заявители, которые точно планируют ведение бизнеса во всем ЕС или в значительной его части. Интересен тот факт, что при присоединении в будущем новых членов в ЕС правовая охрана ТМ ЕС автоматически распространяется и на новых членов.

Однако существует и обратная сторона медали. При выходе страны-члена с ЕС (яркий пример - Brexit) существуют риски, что такая ТМ прекратит свое действие на территории этой страны. Очевидно, что выход Великобритании будет иметь значительное влияние на мировой бизнес (в частности, на украинский бизнес). Поэтому заявителям из Украины необходимо иметь в виду, что после выхода Великобритании из ЕС охрана обозначения в этой стране как EUTM может несколько измениться. Как именно - покажет время.

​Также стоит помнить, что если заявка отзывается, а свидетельство признается недействительным или запрещается к использованию, то происходит это не только в какой-то одной стране, а на территории всего ЕС.

Особенности регистрации

Итак, мы уже знаем, что такое EUTM, поэтому предлагаем ознакомиться с особенностями регистрации такой ТМ.
  • ​Как уже было отмечено ранее, регистрация осуществляется через Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского Союза.
  • Зарегистрировать ТМ в ЕС может любое физическое или юридическое лицо, имеющее постоянное место жительства в одной из стран-участниц ЕС, постоянное представительство в одной из стран ЕС или является резидентом страны-участницы Парижской Конвенции. Именно последний критерий открывает новые возможности для украинских заявителей, ведь 25.12.1991 г.. Украина также присоединилась к Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
  • Процедура регистрации европейской ТМ длится минимум 7-8 месяцев.
  • Правовая охрана ТМ (например, по национальной процедуре в большинстве стран) действует в течение 10-ти лет. Каждые 10 лет есть возможность продления срока действия неограниченное количество раз, при условии подачи заявления от владельца и уплаты соответствующей пошлины в установленный срок.
  • Существует требование начала использования зарегистрированной ТМ хотя бы в одной из стран в течение 5-ти лет после регистрации. В противном случае действие ТМ, к сожалению, может быть приостановлено.

Надеюсь, что с особенностями регистрации вроде все понятно, нет ничего слишком тяжелого. Теперь поговорим о требованиях к обозначению. Каким критериям должна соответствовать ТМ, чтобы получить статус EUTM?

ТМ ЕС должна быть представлена ​​в виде любого обозначения, которое может быть воспроизведено графически и обладает различительной способностью относительно заявленных товаров и услуг. То есть заявленное обозначение должно позволять потребителям отличать товары и услуги одного производителя от таких же товаров и услуг других производителей.
 Каких изменений ожидать в 2017?

Также стоит напомнить, что с сентября 2017 критерии изменятся. Как указано в Регламенте ЕС No2015 / 2424, требование графического представления ТМ уже не будет существовать. Зато заявленные обозначения будут предоставляться в любой удобной форме с использованием общедоступной технологии (при условии, что представленое обозначение является ясным, точным, самодостаточным, доступным, понятным и объективным).

​Интересно вспомнить о решении суда ЕС NoC265 / 09P, которое касалось возможности регистрации в качестве ТМ ЕС обозначения, которое состояло только из одной буквы. Перед судом встал вопрос, может ли Бюро по гармонизации внутреннего рынка (сейчас - Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского Союза) предоставить правовую охрану знаку, который состоит только из одной не стилизованной буквы. В 2005г. Компания BORCO-Marken-Import Matthiesen GmbH & Co. KG подала на регистрацию знак α. Суд постановил, что хотя такое обозначение и может считаться ТМ, это не значит, что оно приобрело различительную способность. Ведь обозначения, которые в целом лишены различительной способности, не могут быть зарегистрированы как ТМ ЕС. Также Суд отметил, что для того чтобы иметь различительную способность, ТМ должна служить для идентификации продукта и таким образом отличать определенный товар или услугу от товаров или услуг других предприятий.

Преимущества EUTM

Итак, если вы решили вести бизнес на территории ЕС и зарегистрировать EUTM, вы получите весомые преимущества от этого:

  • ​Зарегистрированная ТМ ЕС предоставляет владельцу исключительное право использовать это обозначение для товаров и услуг, в отношении которых была получена правовая охрана на всей территории ЕС.
  • Такая ТМ позволяет владельцу запрещать другим лицам использовать идентичный или похожий знак для аналогичных товаров и услуг.
  • Подача заявки на регистрацию ТМ ЕС поможет сэкономить средства и время. Не нужно переводить заявку на несколько языков, достаточно подать необходимую документацию на одном из официальных языков ЕС.
  • Также не стоит забывать, что для предотвращения досрочного прекращения действия Свидетельства ТМ на основании неиспользования ТМ в течение 5-ти лет достаточно лишь предоставить подтверждение о ее использовании только в одной из стран ЕС.


Все вроде довольно просто: подача одной заявки, уплата сбора в единой валюте, заполнение документации единым языком ... Но нет ли здесь подводных камней, которые могли бы помешать успешному ведению бизнеса на территории ЕС в будущем?

​К сожалению, существует существенный недостаток регистрации ТМ ЕС, который заключается в том, что согласно законодательству ЕС, если есть основания для отказа хотя бы в одной из стран, вы получите отказ в регистрации ТМ ЕС в целом. Возможно, в таком случае стоит подать заявки в отдельно взятые страны, где планируется ведение бизнеса, или же тщательно проверить свою ТМ на наличие необходимых критериев и выполнить все требования по ее регистрации. Также советуем провести предварительный поиск на предмет сходства или тождества вашей ТМ с зарегистрированными и поданными на регистрацию ТМ третьих лиц.

Итак, торговая марка Европейского Союза: быть или не быть? На самом деле, если вы точно знаете, что будете вести бизнес на значительной территории ЕС, то свой знак необходимо подавать на регистрацию в качестве единой ТМ ЕС, ведь после успешной регистрации вы получите немало неоспоримых преимуществ.

Мария Шиманович
​Юрист Polish Desk,

​Департамент международной защиты прав ИС IPStyle


Статья для "Юридической газеты", №52(550) (ссылка на версию PDF). Язык оригинала - украинский.