Возможно ли запатентовать бизнес-метод в Украине?


патентование, патентование бизнес-метода, патентование идеиДовольно часто к нам обращаются заявители с просьбой помочь в защите их бизнес-метода, например, метода рекламирования, предоставления услуг контент-провайдера, нового вида страхования. Однако, по сравнению с классическими объектами изобретений (полезных моделей), с такими экзотическими методами - не все так просто. Во многих странах , в том числе и в Украине, они не могут быть объектами патентной охраны. Это связано, в первую очередь, с тем, что довольно много компаний отождествляют патентование бизнес-метода с патентованием идеи бизнеса, а идеи, как известно, не патентуются. Более того, довольно часто запатентованный бизнес-метод из-за слишком широкого объема охраны может предоставить его владельцу существенные инструменты для злоупотребления на рынке. Например, представим что было бы если запатентовать метод продажи продукции через Интернет или через социальную сеть?

Что же касается Украины, то согласно п.2.5. Правил составления и подачи заявки на изобретение и заявки на полезную модель не признаются изобретениями (полезными моделями) методы интеллектуальной, хозяйственной, организационной и коммерческой деятельности (планирование, финансирование, снабжение, учет, кредитование, прогнозирование, нормирования и др.). Как довольно часто бывает в нашем законодательстве - ограничение есть, а вот определение самого термина - метод интеллектуальной , хозяйственной, коммерческой деятельности - отсутствует.

Именно поэтому, в некоторых случаях, изобретения, касающиеся хозяйственной, коммерческой деятельности, могут получить патентную охрану. Главное в данном случае - представить его продукт или процесс как объект технологии. Так, согласно п. 2.3.1 . Правил продукт как объект технологии - это материальный объект, как результат деятельности человека. В данном случае возможно представление бизнес-метода как, например, системы предоставления информации, состоящий из аппаратно-программного комплекса, баз данных , модулей и т.п.

Что касается процесса, то согласно п. 2.3.2 вышеуказанных Правил процесс как объект технологии - это действие или совокупность действий, выполняемых по продуктам и другим материальным объектам с помощью, по крайней мере, одного продукта и направленных на достижение определенного технического результата. В контексте бизнес-методов можно говорить о процессе обработки данных при предоставлении услуг, при рекламировании т.п.

Конечно, патентуя таким образом бизнес-метод нужно помнить, что объем правовой охраны определяется формулой изобретения (полезной модели) и любые излишние технические признаки могут предоставить возможность третьим лицам обойти Ваш патент.

Резюмируя, отмечу, что принимая решение об охране бизнес-метода нужно как определиться с целями такой охраны, так и с возможными действиями Ваших конкурентов, рынками сбыта (ведь у каждой страны свои правила) и уже потом разрабатывать стратегию такой защиты.


Если Вас заинтересовала данная статья, Вам также могут быть интересны:
Патентование промышленных образцов в Европейском союзе
Патентный мониторинг — козырь в конкурентной борьбе
Кто владеет информацией, тот владеет миром или зачем проводить патентный поиск
Патентный поиск как инструмент конкурентного исследования
Защита патентных прав в сфере информационных технологий: территориальная природа патента во внетерриториальном мире Интернета
Патентование идей