Копирование внешнего вида изделия как неправомерное использование деловой репутации


деловая репутация, защита внешнего вида
В современных условиях деловая репутация является важным активом любого предпринимателя, определяет его позицию на рынке и формируется годами кропотливого труда. Статус «деловой» она получила недаром, ведь завоевывается делом.

Деловая репутация усиливает позиции выхода на новые рынки и дает значительные конкурентные преимущества, поскольку не поддается копированию со стороны конкурентов и повышает лояльность потребителей как к отдельным видам продукции, так и к предприятию в целом.

Вместе с тем, репутация является не только престижем и положением в деловых кругах, но и практической ценностью, которую можно эффективно использовать при осуществлении хозяйственных операций. В частности, согласно п. 1 ст. 1116 ГК Украины она может выступать предметом договора коммерческой концессии.

В силу большой значимости деловой репутации для предпринимателя, достаточно частыми стали случаи ее незаконного использования конкурентами.

Согласно Закону Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" неправомерным использованием деловой репутации являются:

- неправомерное использование имени, коммерческого (фирменного) наименования, торговой марки (знака для товаров и услуг), рекламных материалов, оформления упаковки товаров и периодических изданий, других обозначений без разрешения (согласия) субъекта хозяйственной деятельности, который ранее начал их использование или подобные обозначения в хозяйственной деятельности, которые привели или могут привести к смешиванию с деятельностью этого субъекта;

- неправомерное использование товара другого производителя;

- копирование внешнего вида изделия;

- сравнительная реклама.

Довольно распространенное явление сегодня незаконное использование деловой репутации именно через копирование внешнего вида изделия. Это вызвано простотой в реализации таких действий, тяжестью их выявления и доказательства.

Внешний вид товара это результат творческой деятельности производителя. При помощи придания товару новой оригинальной формы, рисунка, цветовой гаммы и т.д., которые определяют внешний вид товара, предприниматель пытается выделить его из общей массы похожих изделий, обеспечивая при этом его надлежащее качество. На достижение желаемого результата разработчик тратит значительные интеллектуальные и финансовые ресурсы, которые вместе с авторитетом на рынке могут быть потеряны вследствие копирования внешнего вида товара недобросовестным конкурентом.

Согласно нормам законодательства, касающиеся недобросовестной конкуренции, а именно ч. 5 ст. 33 Хозяйственного кодекса Украины и ст. 6 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», копированием внешнего вида изделия является воспроизведение внешнего вида изделия другого субъекта хозяйствования и введение его в хозяйственный оборот без однозначного указания производителя копии, что может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйственной деятельности. При этом не считается неправомерным копирование внешнего вида изделия или его частей, если такое копирование обусловлено исключительно их функциональным применением. То есть, на законодательном уровне предприятие защищено от "смешивания" внешнего вида его изделий с другими. Однако здесь существует одно "но". Согласно нашему законодательству предприниматель защищен от "смешивания" в том случае, если он не является владельцем охранного документа на объект права интеллектуальной собственности. Так как речь идет о внешнем виде изделия, охраняемого патентом на промышленный образец, то в случае если производитель, который создал оригинальную упаковку и запатентовал ее, обнаружит на рынке упаковку идентичную своей, для устранения такого правонарушения он не сможет воспользоваться ст. 6 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», поскольку в данном случае она будет недейственна. В этой ситуации, действия копировщика не будут расцениваться как недобросовестная конкуренция. Защита прав изготовителя упаковки будет базироваться на нарушении его прав как владельца патента на промышленный образец. А это уже относится к компетенции суда и никак не касается Антимонопольного комитета и законодательства о недобросовестной конкуренции.

Согласно Закону Украины "Об охране прав на промышленные образцы" право собственности на промышленный образец подтверждается патентом, который предоставляет владельцу исключительное право использовать промышленный образец по своему усмотрению и право запрещать другим лицам использовать его без своего разрешения.

Согласно ст. 1 Закона Украины «Об охране прав на промышленные образцы» промышленным образцом является результат творческой деятельности человека в области художественного конструирования. Для конкретизации данной статьи следует отметить, что промышленный образец - это художественно-конструкторское оформление изделия, определяющее его внешний вид. То есть именно внешний вид изделия является промышленным образцом, а форма, рисунок, раскраска или их сочетание, определяющие внешний вид изделия есть не что иное, как объекты промышленного образца. Вместе с тем, следует также отметить, что согласно законодательству Украины не все результаты творческой деятельности человека в области художественного конструирования охватываются понятием промышленного образца. В частности, не могут получить правовую охрану как промышленный образец:

- объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм);

- промышленные, гидротехнические и другие стационарные сооружения;

- печатная продукция как таковая;

- объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или подобные им вещества.

На сегодняшний день наше законодательство о промышленных образцах предоставляет владельцу исключительное право препятствовать его неправомерному использованию, в том числе запрещать такое использование. Это в частности закреплено в ст. 464 ГК Украины.

Однако, будучи владельцем патента на промышленный образец, необходимо иметь в виду, что в силу того, что такой патент приобретается только по результатам проведения формальной экспертизы, под ответственность его владельца и не проверяется на новизну, он может быть признан недействительным в случае доказательства того, что он не является новым.

Юлия Лахай, юрист компании IPStyle


Если Вас заинтересовала данная статья, Вам также могут быть интересны:
Эффективные юрисдикции для размещения объектов интеллектуальной собственности
Интеллектуальная безопасность медицинского бизнеса
Реклама как проявление недобросовестной конкуренции
Важность охраны новых сортов растений
Инвестиции в интеллектуальную собственность