03 ИЮЛ 2018


Как цифровая среда изменит право интеллектуальной собственности?

Во вторник, 3 июля, состоялось заседание Ассоциации адвокатов Украины, во время которого ведущие специалисты отрасли обсудили основные вызовы защите интеллектуальной собственности в сфере виртуальной реальности.



Заседание состоялось в конференц-зале Национального союза журналистов Украины и длилось около трех часов. В качестве спикеров на заседании выступили Константин Зеров (ассистент кафедры интеллектуальной собственности юридического факультета КНУ им; научный сотрудник НИИ ИС НАПрН Украины), Мария Ортинская (Глава комитета по интеллектуальной собственности Ассоциации адвокатов Украины, директор патентно-юридической компании IPStyle), Иванна Погребняк (директор юридического департамента AltexSoft), Татьяна Харебава (руководитель юридического отдела Sport Labs Group), Леонхард Рейс (адвокат, профессор; Австрийский симпозиум IT-права), а также Брайан Вассом (партнер юридической компании Warner Norcross (США).

Встреча началась со вступительного слова Марии Ортинской, после которого все участники высказались об особенностях защиты прав интеллектуальной собственности в области VR и AR.
«Виртуальная реальность — уже давно является не явлением научной фантастики, а частью повседневности. Индустрия видеоигр и продуктов VR и AR достаточно быстро развивается, что порой приводит к появлению новых проблем, в частности правовых».


Дискуссия позволила определить основные принципы и особенности защиты авторских прав производителей продуктов VR и AR, среди которых определили защиту авторства исходного кода, графических элементов, названий продукта и других. Кроме того, обсудили вопрос защиты авторских прав на созданные искусственным интеллектом произведения: какие его составляющие являются сугубо авторскими, а какие считаются лишь инструментами его создания.

Татьяна Харебава обозначила основные различия между понятиями VR и AR и заметила то, что термин «дополненная реальность» был известен еще в 1990 году: его ввел исследователь авиационно-космической корпорации Boeing — Том Кодел (Tom Caudell). Тогда спецалисты компании использовались цифровые дисплеи, которые закреплялись на голове — их целью было помочь в монтаже проводов самолета.

Современные технологии в VR пока влияют не только исключительно на научно-технический прогресс, а и на ментальное (часто и психическое) здоровье пользователей, на частную жизнь, на развитие медицины, социальное поведение и рекламу. По прогнозам, приведенным в докладе Иванны Погребняк, уже к 2023 году технологии виртуальной и дополненной реальности достигнут показателя в 2,5 млрд. пользователей, что будет означать, что рынок пополнят около 5 млрд долларов. Также эксперт считает, что технологии AR / VR / ER / MR скоро можно будет считать 8-м каналом медиа.


Опыт других стран позволяет понять, что вопрос защиты авторских прав в области VR намного глубже и сложнее, чем кажется. К примеру, в законодательстве Великобритании существуют положения о признании лица автором на произведение, созданное компьютером, а в США автором можно считать юридическое лицо». - рассказал в ходе своего доклада Константин Зеров. Относительно Украины — этот вопрос пока остается открытым: законодательством подобные нюансы не урегулированы. Также эксперт остановился на других потенциальных «изюминках» дальнейшего развития цифровых технологий, в частности технологии face-swap: «Представьте, что через 15-20 лет, вы как конечный пользователь, сидя дома на диване, сами будете выбирать лица актеров на роли героев и злодеев кинофильма с лицензированного каталога. И как все это повлияет на право интеллектуальной собственности».

«В Европе определено, что авторское интеллектуальное произведение, преимущественно понимается, как такое, которое в оригинальном произведении будет отражать личность автора, а это ясно означает: автор-человек — это обязательное условие для существования авторского права на произведение».
рассказал Леонхард Рейс.

«Развитие современных технологий и стремительный прогресс всё усложняют поиски компромиссных и правильных решений вопросов, когда речь идет о VR или AR. Ведь часто, кроме нарушения авторских прав на материальные или абстрактные произведения, нарушаются и права на частную жизнь, общие морально-этические нормы. Хорошим примером этому будет служить посещение музея Холокоста одновременно с игроками Pokemon Go, для которых цель визита — лишь выполнение миссии в цифровой игре. Здесь есть, над чем задуматься».
также отметила Мария Ортинская