21 ИЮН 2016


Обзор последних законодательных инициатив и тенденций в Украине, касающихся сферы интеллектуальной собственности

Главная законодательная тенденция и направление для Украины не только в сфере интеллектуальной собственности, но и во всех других законодательных сферах - адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского союза. В связи с этим, большое количество законопроектов сейчас разрабатывается и рассматривается Верховной Радой. Вашему вниманию представляем краткий анализ последних законопроектов, которые, по нашему мнению, предусматривают наиболее существенные изменения в сфере интеллектуальной собственности, и, в случае вступления в силу, существенно повлияют на правовое регулирование.

Законодательные инициативы в Украине, связанные со сферой интеллектуальной собственности

  • в сфере судоустройства Украины:
    ✎ 2 июня 2016 года Проект Закона № 4734 "О судоустройстве и статусе судей" был принят Верховной Радой. Сейчас ожидается его подписание Президентом.

    Одним из положений Закона предусматривается создание в системе судоустройства нового высшего специализированного суда как суда первой инстанции по рассмотрению определенных категорий дел, а именно Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности, пересмотр решений которого будет осуществляться Верховным Судом Украины. Кроме того, Закон предусматривает создание в Кассационном суде палаты защиты прав интеллектуальной собственности. В законе определены специальные требования к судье Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности, которым может быть лицо, прошедшее квалификационное оценивание и имеющее опыт работы в сфере защиты интеллектуальной собственности.

    ✎ В то же время (2 июня 2016 года) был принят законопроект № 3524 от 25.11.2015 (с доработками и изменениями в редакции от 26.01.2016 года) "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)".

    Одной из ключевых новелл уже принятого закона является внедрение так называемой "монополии адвокатов" на представительство интересов лиц в судах Украины, а также на защиту от уголовного обвинения. Указанное положение направлено на повышение качества представительства лиц в суде. Представительство интересов лиц исключительно адвокатами будет вводиться постепенно: в Верховном суде и судах кассационной инстанции будет осуществляться - с 1 января 2017 года; в судах апелляционной инстанции - с 1 января 2018 года; в судах первой инстанции - с 1 января 2019 года.
    Принятый закон направлен на подпись Президенту Украины.

  • в сфере защиты прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу:
    ✎ В ВРУ был зарегистрирован Проект Закона о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно защиты прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины № 4614 от 06.05.2016 г.

    Проектом Закона предлагается:
    - расширить перечень объектов права интеллектуальной собственности, защита которых будет осуществляться при перемещении товаров через таможенную границу Украины. Так, Таможенным кодексом Украины в действующей редакции указанная защита распространяется на объекты авторского права и смежных прав, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, географические указания (указания происхождения товаров) и сорта растений. Упомянутым законопроектом предлагается отнести в указанный перечень также фирменные наименования и компоновки (топографии) интегральных микросхем;
    - предоставить новое определение терминам "товары, нарушающие права интеллектуальной собственности", "контрафактные", "пиратские" товары и т.д. Если в действующей редакции Таможенного кодекса Украины дано определение только понятию "контрафактные товары", то законопроектом дается общее определение понятию "товары, нарушающие права интеллектуальной собственности", которое включает контрафактные, пиратские товары и другие товары, нарушающие права интеллектуальной собственности. Даны определения каждому из указанных понятий и более детальное и полное определение понятия "контрафактные товары" (по сравнению с действующим определением);
    - расширить круг лиц, которые могут обратиться за защитой прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины (в частности, кроме владельца товаров, такое право предоставляется и уполномоченному им лицу);
    - расширить перечень таможенных режимов, при помещении в которые к товарам применяются меры защиты прав интеллектуальной собственности до следующих: таможенные режимы импорта, реимпорта, экспорта, реэкспорта, временного ввоза, временного вывоза, таможенного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории, переработки за пределами таможенной территории;
    - не применять меры по защите прав интеллектуальной собственности к так называемому "параллельному импорту" и к товарам, перемещаемым через таможенную границу Украины в таможенном режиме транзита;
    - усилить меры по предотвращению и противодействию перемещению контрафактных товаров в международных почтовых отправлениях или международных экспресс-отправлениях, в частности путём введения особого порядка уничтожения небольших партий товаров, в отношении которых существует подозрение в нарушении прав интеллектуальной собственности;
    - ввести возможность досрочного выпуска товаров (таможенное оформление которых приостановлено по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности) по заявлению владельца остановленных товаров. Решение о выпуске товаров, которые были остановлены на таможенной границе, принимает руководитель органа доходов и сборов при соблюдении определенных условий, в том числе наличия документального подтверждения достижения согласия между правообладателем и владельцем товаров (которые были остановлены) по их досрочному выпуску.

    Принятие Проекта Закона, который разработан во исполнение обязательств по приближению таможенного законодательства в сфере интеллектуальной собственности к законодательству ЕС, позволит привести национальную систему защиты прав интеллектуальной собственности в процессе внешнеэкономической деятельности в соответствие регламентам ЕС, будет способствовать повышению уровня по предотвращению и противодействию перемещению через таможенную границу товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности.

  • в сфере авторского права:
    ✎ 4 мая 2016 года на рассмотрение ВРУ был внесён Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приобретения, распоряжения и охраны авторского права и смежных прав № 4579.

    Законопроектом предусмотрено:
    - устранение пробелов и коллизий относительно создания, приобретения и распоряжения правами интеллектуальной собственности на служебные произведения и произведения, созданные в рамках выполнения договоров по заказу. Так, согласно положениям законопроекта, имущественные права на служебное произведение и произведение, созданное по заказу принадлежат автору, если иное не установлено договором. Исключения из указанного правила составляют компьютерные программы, базы данных и произведения, созданные автором в связи с выполнением трудового договора с органом государственной власти или по заказу органа государственной власти, имущественные права на которые принадлежат работодателю или заказчику, если иное не указано в договоре между ними;
    - создание законодательной базы для распространения на объекты авторского права и смежных прав лицензионных договоров на основе публичного предложения.
    Проект Закона разработан во исполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и отдельных директив Европейского Парламента и Совета в сфере авторского права и смежных прав.

    ✎ в ВРУ был зарегистрирован законопроект № 4629 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты авторского права и смежных прав в сети Интернет".

    Законопроект предусматривает:
    - внедрение механизма прекращения нарушений авторского и (или) смежных прав путем обращения к владельцу сайта с жалобой, которая содержит требование об удалении или исключения возможности доступа к этой информации, нарушающей авторское право и (или) смежные права в сети Интернет. Провайдер в свою очередь обязан заблокировать соответствующие веб-сайты в течение суток, о чем сообщить владельцу прав на соответствующий контент. Сама разблокировка сайта будет длиться от 10 до 14 суток. Таким образом, работу любого сайта можно будет официально остановить как минимум на 10 дней
    - внедрение механизмов противодействия повторным нарушениям авторского права и (или) смежных прав в сети Интернет, предусматривающих: 1) право создать электронную базу с информацией о нарушении прав на веб-сайте и с данными о повторных нарушителях размесчавших такую ​​информацию; и 2) обязанность разместить на своем сайте правила противодействия повторным нарушениям авторского права и (или) смежных прав. Однако, кто должен разработать указанные правила, в законопроекте не указано;
    - введение ответственности владельцев веб-сайтов, которые обеспечивают возможность размещения на своих сайтах информации пользователями веб-сайтов, а также ответственности информационных посредников за невыполнение требований по устранению нарушений авторского права и (или) смежных прав, если соответствующие субъекты были уведомлены надлежащим образом о таких нарушениях. Так, административная ответственность таких лиц предусматривает наложение штрафа в размере от 500 до 2 тыс. НМДГ;
    - возможность обеспечения доказательств в Интернете нотариусами по обращению заинтересованных лиц. Обеспечение доказательств в Интернете осуществляется путем составления нотариусом соответствующего протокола, содержащего описание информации, размещенной в Интернете, и к которому прилагаются документы, в которых зафиксирована информация, размещенная в Интернете.

    Несмотря на определенные шаги в повышении уровня регулирования сферы интеллектуальной собственности в Украине, в прошлом месяце офис Торгового представительства США оставил Украину в списке стран, нарушающих права на интеллектуальную собственность, так называемом списке Priority Watch List. Таким образом, принятие вышеупомянутого законопроекта позволит внедрить эффективные механизмы борьбы с Интернет-пиратством, механизмы привлечения к ответственности лиц, оказывающих содействие соответствующим нарушениям, и будет способствовать адаптации законодательства Украины в сфере интеллектуальной собственности к праву ЕС и положениям Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС 10 мая 2016 года. В настоящее время происходит активное обсуждение данного законопроекта в СМИ и интернет-ресурсах. В основном отмечается необходимость принятия такого законопроекта, хотя и с последующей доработкой.


    Автор обзора
    Оксана Падох, юрист IPStyle.